«Слово пацана»: политики, журналисты, кинематографисты — за и против. А вы что думаете?

Обсудить0

Сериал Жоры Крыжовникова продолжает оставаться на острие общественной дискуссии. Пока одни обращаются в госорганы с требованиями различных проверок, другие вспоминают собственный опыт столкновения с группировщиками 1980-х и 1990-х, а третьи художественно и содержательно высказываются о плюсах и минусах, вероятно, одного из самых главных проектов 2023 года. Мы собрали яркие, во многом полярные мнения о проекте.

Что говорят о сериале его авторы и актеры


Режиссер Жора Крыжовников: «Я не понимаю, что значит романтизация. Мы не можем восхищаться ужасом. И нас в этом странно обвинять. Вышло пять серий, и зритель видит, что там дальше происходит. Тема для меня такая: преступление не может быть безнаказанным. Если раз ступишь на эту дорожку, тебе вернется в этом колесе сансары. Оно придет неизвестно как. То, что называют романтизацией, — это то, что наши герои не однозначно плохие, а часто сложные, запутавшиеся, потерявшие дорогу».

Сценарист Андрей Золотарёв: «Мы не рассматриваем это [хайп] как возможность привлечь внимание к сериалу, но это привлекает внимание к сериалу. Нам бы не хотелось такой рекламной кампании, уж точно не хочется, чтобы это связывали с каким-то криминалом. <…> Парадокс этого времени в том, что уже появились люди, „которые делят асфальт“, но не появилось, что собственно делить. Конец 1980-х — время, когда не было еще бизнеса, но было место, где существовали прототипы ОПГ. Этот парадокс нас заинтересовал, мы попытались его исследовать».

Автор одноименной книги Роберт Гараев: «Оценки повторили в общем-то реакцию на мою книгу „Слово пацана“ в Татарстане. Когда она вышла несколько лет назад, ее не приняли. Мне кажется странным, что общество считает рассказ о криминале его романтизацией. Кстати, те, кто сначала обвинял меня в этом, прочитав книгу, забрали свои слова обратно».

Актер Сергей Бурунов: «При всей жесткости и страшной теме, которая затронута в этом проекте, это один из лучших сценариев, который я читал — не побоюсь этого слова — за всю свою творческую деятельность. Я сейчас не льщу, ребят, это правда! Я читал его от корки до корки несколько раз».

Сергей Бурунов

Продюсер Эдуард Илоян: «Это, на мой взгляд, большой, важный и очень нужный проект. Проект, который ни в коем случае не романтизирует историю группировок молодежных, а говорит о том, что преступления неизбежно приводят к наказанию».

Актер из сериала «Бригада» Фархад Махмудов: «Я считаю, что проблема в недостатке воспитания. Родители, обращаюсь к вам. Если сериал вызвал такой диссонанс, значит, в семье или школе нужно собрать детей и обсудить увиденное. Для меня это просто парадокс, что всю вину просто списали на сериал. В такой ситуации нам придется вообще фильмы перестать снимать. Хотя мы уже докатились до того, что в кино нельзя ни пить, ни курить, ни ругаться, ни сексом заниматься. Давайте хотя бы историю не будем перевирать».

Мнения за


Журналисты и критики

Экс-редактор портала Film.ru Евгений Ухов: «Говорить о том, что „Слово пацана“ порочит Татарстан или воспевает запрещенную у нас экстремистскую идеологию, неверно. Можно сделать какие-то такие выводы, глядя на кадры сериала либо глядя на кусочки трейлеров. Но если человек задастся целью посмотреть хотя бы несколько серий целиком, то будет абсолютно понятно, что никакого воспевания, никакой положительной оценки тем событиям, которые пережил Татарстан в 1980-е и в 1990-е, в сериале не дается. И, зная Крыжовникова как автора, можно заранее говорить, можно смело утверждать, что ничем хорошим для героев вся эта история не закончится».

Кинокритик Иван Афанасьев: «В некой, я бы так сказал, извращенной логике можно в принципе везде найти что-то плохое. <…> Тут как бы не сериал надо винить, а наверное, в данном случае систему, которая воспитывает детей. <…> Мне кажется, что этот скандал искусственно раздут людьми, которые, я почти уверен, не видели этот сериал, потому что, если бы они его смотрели, они бы все поняли, о чем он».

Театральный и кинокритик Антон Хитров: «Думаю, что реальные причины подростковой преступности лежат не в сериале „Слово пацана“, а совсем в других вещах, в вещах, которые в этом сериале анализируются. Давайте посмотрим, сколько было до сериала этих преступлений и сколько случилось после премьеры сериала. И я практически уверен, я не эксперт в области криминалистики, но что-то мне подсказывает, что мы увидим одинаковые цифры».

Обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина: «Что касается „Слова пацана“, он действительно пугающе актуальный: сейчас то, что когда-то было группировками, вышло на уровень государств, и мы видим в разных странах столкновения. Порой некоторым лидерам некоторых стран хочется повести себя по-пацански. А когда то или иное государство слабеет, улицы начинают жить по своим законам — это тоже общечеловеческий принцип, подходит в применении к любой стране. На него начинают примерять ситуации сегодняшнего дня, пытаться выступить против или закрыть. <…> Сериал „Слово пацана“ и одноименная книга показывают такое, что люди десять раз подумают, примерять ли на себя такой образ жизни».

Главный редактор портала «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова: «Меня тоже поначалу очень сильно интересовал вопрос романтизации героев. Все они преступники, и мы не должны очаровываться ими. При всем их обаянии, притом что они совершают иногда и очень какие-то добрые поступки, они любят и мам, и своих подруг, за то, что они совершают, неминуемо придет наказание. <…> Самый главный месседж, как бы красиво для кого-то ни выглядели их речь, их манера поведения — главное, что должны считать молодые зрители, что финал-то будет кровавым, и не стоит с этим заигрывать».

Киножурналист Ная Гусева: «Если говорить про восприятие „Слова пацана“, то невозможно одним проектом сломать паттерн романтичного бандитизма, ставший обыденным за столько лет демонстрации. Надо же с чего-то начинать — возможно, сериал станет первой ступенью к тому, чтобы отойти от криминальных движений как одной из обязательных составляющих драм про провинцию или несмышленых подростков, что в нынешних реалиях уже похвально. Или нет. Романтизация как феномен — явление без четких границ, и распознать ее можно почти в любом действии, если потребуется».

Кинокритик Елена Зархина: «Здесь нет романтизации ни уличных банд, ни опасного мира криминала. Напротив, это страшный мир, лишенный какой-либо привлекательности. Получился откровенный, честный и талантливый проект со свежими лицами».

Админ Telegram-канала «Мужчина, вы куда?» Вячеслав Козлов: «Достаточно посмотреть первую серию, чтобы все понять об этом времени: страна кончается или уже кончилась, на бытовом и идеологическом пепелище растет то, что только и может прорасти на пепелище (если вообще что-то может), — сорняки районной удали и пассионарности. Но на то она и пассионарность: в рамках своих представлений о должном вы ее удержать не сможете, у нее свой образ будущего, а каким он оказался, это уже вопрос к историкам. Если слепок времени сделан талантливо, так то не про поэтизацию».

Журналистка Ксения Собчак: «Никакой романтизации подростковых банд речи там не идет, конечно. Больше того, всё там наоборот. Жуть той эпохи и судеб пацанов, которые стали прототипами героев сериала, настолько ужасает, что непонятно, как это вообще может что-то романтизировать. <…> Так что прекращаем скандалы и возвращаемся к экранам смотреть, наверное, самый крутой сериал года».

Журналист телеканала «Царьград» Алексей Топоров: «„Казанский феномен“ — это такая же часть нашей истории, как опричнина, Смутное время, Гражданская война. Романтизировать это явление, безусловно, не стоит. Но переосмыслить, дать ему оценку, в том числе и с творческих позиций, нужно. <…> А вот хотим ли мы повторения подобного — это уже совсем другой вопрос. Я не хочу. Думаю, что и авторы сериала тоже. Как, уверен, и многие ветераны казанских группировок».

Спортивный комментатор и журналист Георгий Черданцев: «Хорошее кино. Классно сделанное. Никакой пропаганды там, конечно, нет. И странно искать пропаганду в своем собственном прошлом. Бояться прошлого тоже ни к чему. Какое было, такое и было, а вот вспомнить его полезно. А то что-то много ностальгии в последнее время».

Чиновники

Прокурор Республики Татарстан Альберт Суяргулов: «На мой взгляд, всему свое время. Был сериал „Бригада“. Сегодня у нас на экранах достаточно много сериалов, где, так или иначе, идет романтизация преступной деятельности. С одной стороны, сериал — это такой же вид искусства, как и любой другой, и он имеет право на жизнь. Поэтому нужно разбираться не с самим сериалом, а с тем, как его преподносят. <…> Я считаю, что родителям нужно спокойно общаться с детьми, тем более что среди родителей сейчас много тех, кто застали времена, которые показаны в сериале. И как раз-таки на этом примере детям можно объяснить, что тогда было так, как в сериале, а сейчас ходим по улицам, и никто нам головы не пробивает. Резюмируя, ко всему нужно подходить с головой».

Депутат Госдумы России Евгений Попов: «Посмотрел. Будто вернулся во Владивосток на 30 лет назад. Плюс-минус все так и было. <…> Отстаньте от сериала. Это наша жизнь. И она такая, слава богу, в прошлом. Лично я сделаю все, чтобы подобные темные времена никогда не вернулись».

Вице-спикер Госдумы Шолбан Кара-оол: «Не думаю, что его нужно чрезмерно критиковать и тем более запрещать. На самом деле, это талантливая творческая работа большой команды. Сериал вскрывает болячки советского общества и современного времени в том числе. Фильм должен смотивировать всех нас уйти от формальной, поверхностной работы с трудными детьми и подростками и сделать систему нравственно-патриотического воспитания более живой и настоящей. Чиновникам не стоит бояться опускаться на землю, лично посещать школы-интернаты или даже брать шефство над ребятами, состоящими на учете ПДН. Драки и насилие в подростковой среде идут не от сериала, а от слабой работы должностных лиц на местах».

Леон Кемстач и Анастасия Красовская

Политолог Георгий Бовт: «Крыжовников ничего и не очерняет. В противном случае его бы обвинили именно в этом. В результате он снял ленту, на мой взгляд, фальшивую от начала и до конца, хотя самого конца пока никто не видел. Мне кажется, что и он будет фальшивым. Ведь есть же люди, которые то время еще отлично помнят. Впрочем, теперь про славное советское прошлое вообще принято снимать кино только в розовых тонах и на позитиве. Про брежневский застой, про сталинскую эпоху, включая романтизацию НКВД и СМЕРШа. Чем же казанская шпана хуже? У Крыжовникова получились, скорее, „правильные пацаны“, таких сейчас вообще-то не запрещают».

Пользователи Кинопоиска (орфография и пунктуация сохранены):

Ilbarskov — 5279: «Является ли это #кино опасным и вредным для современного общества? Сериал с маркировкой 18+ не то что детям нельзя показывать, многим взрослым, видимо, его нужно объяснять. Именно анализ событий и мотиваций персонажей может дать положительный общественный эффект. Именно в таком кино правдивое, исторически конкретное изображение эпохи»

hulu-originals: «Сериал вне всяких сомнений шедеврален, сложно было помыслить, что где-то возникнет негативная реакция на него, однако же бац, полетели камни: для реальных пацанов экранные — недостаточно достоверны, для ноющих адептов безъяйцевой 'новой маскулинности' — опасно романтизированы, и др., и пр. Я — не то, и не другое: не пацан и не чушпан, я женщина из 80-х, и могу сказать, что сериал — мощнейшая, великолепно срежиссированная и сильно сыгранная разрывная драма, лучше которой на экранах ничего не было уже давно».

Murder-Nice-World: «…Бились гопники, нефоры, скины и просто пацаны с улицы на улицу с массива на массив с школы на школу с района на район. С 90х по 2005-2008 гг. все это в городе Новосибирске. Не хотелось бы детям молодость такую пусть лучше в доку играют чем в больничке с пробитой головой или в ментовке за ножевое. А сериал хороший если в стране будут проблемы вернемся ко многим жестоким вещам».

Леон Кемстач и Лев Зулькарнаев

LenaKnayzeva: «Мне 50. Я женщина. Герои фильма мои одноклассники, одноклассницы (были девчачьи банды) и соседи по подъезду. В 1987 училась в 7 классе в Новосибирске. Привокзальный район назывался БАН. С первого кадра внутри всё сжалось от узнавания и ужаса. Но оторваться невозможно. Такого страшного и такого честного фильма не видела никогда. Очень двоякие чувства. Всё в фильме правда и от этого ещё страшнее».

benina@el-delta.ru: «Мне 52, и в 1988 мне было 17 лет. Это мое время показано в фильме. Я все помню до мельчайших подробностей. Разборки, драки, блатная романтика, изнасилования девочек на хате, и не только девочек. особенно страшна была поездка в колхоз на месяц. Там творилось ужасное. Эти драки района на район, а кого знаешь с района? Я женщина, но у нас были такие же терки с другими девчонками. Хорошо, что после 8 класса многие ушли в ПТУ и школа стала более менее терпимой. где тебя не поджидала кодла за углом после уроков.Но на районе тише не стало (((»

tarzan13 — 0173: «Как, черт побери, это круто сделано. У меня флешбеки, я помню как проходили 'сборы', но у нас вербовали принудительно, как мобилизация. Только у нас группировщиков называли 'районщиками'. И тоже были отличия по головным уборам, по цвету шапок. Танцы в кругу, руки в карманах, ибо пацаны не дрыгаются как эти всякие))»

Мнения против


Журналисты и критики

Кинокритик Зинаида Пронченко: «Главной проблемой сериала является даже не засилье бутафории — слишком много талого снега, облупившихся панелек (внутри которых обнаруживаются пятикомнатные квартиры, достойные академика Келдыша), ржавых «запорожцев», ондатровых шапок, навязчивого сленга, Юры Шатунова, — а полное отсутствие какого бы то ни было развития. <…> В кадре любимая странной любовью с детства фактура, давно уже ставшая предметом нездорового культа. Перестройка и начало 1990-х — время геополитических катастроф и геноцида, но также время Бориса Березовского и Данилы Багрова, жвачек „Турбо“ и кассет с порно, первых инфляций и эякуляций, силы, что в правде, а может быть, наоборот… Какая разница, спи, красавица, и смотри свой вечный сон про слово давших тебя не обижать честных пацанов».

Кинокритик Евгений Ткачёв: «Некоторые обвиняют Дэвида Финчера в том, что он в „Бойцовском клубе“ и свежем „Убийце“ романтизирует токсичную маскулинность. Но Финчер ее деромантизирует, а Крыжовников, наоборот, словно ею упивается. В „Слове“ с таким наслаждением бьют людей по зубам, что иногда кажется, будто авторы получают от этого удовольствие. Плюс в сериале просто чудовищная женская репрезентация. Юлия Александрова снова (после „ДиКаприо“) играет истеричную мать. Мы уже поняли, что она умеет это делать. Неужели для нее нельзя было найти другую роль?»

Чиновники

Уполномоченная по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец: «Фильм стал романтизацией бандитизма и оправданием страшного явления „казанский феномен“ и формирует ложные представления о криминальном мире в глазах молодежи. <…> Мы наблюдаем, как средствами искусства через данный фильм идет распространение преступной идеологии, подростками создаются группы и совершаются противоправные действия, транслируемые в фильме».

Глава республики Рустам Минниханов: «Стали выходить фильмы, которые романтизируют период истории нашей страны, связанный с проявлением подростковых группировок. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит. Подтверждение тому — события, которые произошли в Сармановском районе республики. Правоохранительными органами выявлены все участники происшествия, проведены профилактические мероприятия. Мы это проходили, и мы не имеем права допустить повторения событий прошлого. Мы должны отреагировать на такие сюжеты, такие фильмы. Я дал поручение в наш парламент. Мы должны донести до руководства страны, что такие фильмы не соответствуют той политике, которую мы преследуем».

Пользователи Кинопоиска (орфография и пунктуация сохранены):

Максим Трешин: «Абсолютно непонятная логика героев — кто кому друг, а кто враг и почему. Во многих отношениях связь просто теряется, и некоторые события зрителю приходится принимать как должное <…> Хочется верить, что этот сериал запретят и удалят со всех возможных площадок. Я пересмотрел множество фильмов и сериалов, но такое острое желание истребления возникло впервые. Лучше я покажу своему ребенку фильм для взрослых, чем этот 'шедевр' Жоры Крыжовникова — вреда будет меньше»

MoscowElijah: «Мы увидели слишком качественную чернуху, которая явно выделяется от всех прочих попыток российских авторов последних лет и достойных альтернатив ей просто нет. Нашим школьникам нечего предложить взамен, нету у нас другого столь же увлекательного кино, героям которого подростки хотели бы верить, цитировать и подражать так же сильно. В этом и заключается весь драматизм»

Рузиль Минекаев

Few_Strings: «Думает ли режиссер, реализуя свои креативные порывы, что его творчество закрутит виток насилия, которое растянется на годы, про гибель и психологические травмы детей, что могли бы перерасти блатную романтику и прожить полноценные жизни? У нас уже были „Бумер“ и „Бригада“, надо ли снова окунаться в ушат с помоями?»

dishka81 — 5666: «Я, наверное, не из числа ценителей „высокого искусства“. Либо у меня настолько другие ценности. Но я в шоке от попыток взрослых людей оправдать появление этого ужаса на экране! Неужели не очевидно, что сериал явно появился по чьему-то заказу? И эти люди прекрасно понимали, что подростки нынешние не придут в ужас и не скажут „не хотим, чтобы такое повторялось“. Это я, ребенок 80-х, родившаяся и проживающая в Казани, до сих пор с содроганием вспоминаю разборки на школьном дворе и сверкающие ножи. Когда бежишь оттуда с одной единственной мыслью „хоть бы не зацепили!“ А сейчас у меня сыновьям 16 и 13. И старший делится впечатлениями своими и сверстников. И да, большинству нравится, „по приколу“ все это. У нас в РТ в районах уже „репетиции“ прошли „стенка на стенку“. Пока кинокритики тут дискуссию разводят, насколько все кинематографично. И я очень надеюсь, что руководство страны прислушается к главе РТ Минниханову и прикроют эту лавочку. Выпускать такие фильмы — это открытое вредительство».

commandants: «Самый главный вопрос, зачем этот сериал? Что он несет? Вот если в конце, создатели, вставят документальные съемки центральных аллей кладбищ. Да еще в титрах напишут что-то такое: 'Смотри как красиво, забей и ты себе место заранее'. Тогда я пойму смысл».


Автор: Никита Демченко, Тимур Алиев

А что вы думаете о «Слове пацана»? Этот проект романтизирует насилие? Или показывает весь ужас своего времени? Чем он полезен или опасен для молодых людей? Поделитесь своим мнением в комментариях на сайте! Мы приветствуем аргументированную дискуссию.

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

7 декабря 20232
14 декабря 202312
16 февраля0
5 декабря 202328

Главное сегодня

Вчера5
Вчера9
Вчера5
9 мая20
7 мая11
8 мая4
7 мая6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации