«Ампир V» выходит в Казахстане, а в России его положили на полку. За что?

Обсудить0

В прокат наконец выходит многострадальный фильм Виктора Гинзбурга по роману Виктора Пелевина — правда, выходит пока только в Казахстане. Как получилось, что картина, задуманная как народный блокбастер, стала в России едва ли не фрондерской? И есть ли в этом заслуга режиссера? О том, как турбулентное время играет без правил с бедными российскими кинематографистами, размышляет Василий Корецкий.

Василий Корецкий

Кинокритик, старший редактор Кинопоиска

Признаюсь, тяжело писать об очередной экранизации Пелевина Виктора Гинзбурга  — единственного режиссера на Земле, которому удалось купить права на чуть ли не половину пелевинской библиографии, начиная с «Generation П». Можно ли назвать «новым» фильм по роману 16-летней давности, производство которого началось пять лет назад? Книга принадлежит другому поколению, другой эпохе, другой аудитории, другой стране… Что там было? Помнится уже плохо. Была ностальгия рожденных в 1980-м коротышек по солнечному СССР — тогда это еще трогало, и первые читатели «Empire V», в отличие от выросшего в США реэмигранта Виктора Гинзбурга, еще считывали аллюзии пролога-флешбэка, переосмыслявшего фильм «Курьер». Роман вполне можно считать альтернативной версией картины Шахназарова: в нем раздолбай Рома Шторкин, живущий с невротичной мамой-диссиденткой и проваливший поступление в вуз, уже действительно ведет свой род от аристократических предков, и на стене его спальни тоже висит черный страшный предмет.

Роман Виктора Пелевина «Empire V»

Было в той эпохе и увлечение латиницей в заголовках — это еще казалось солидным, а буква V ассоциировалась исключительно с анонимусом из фильма Вачовски и МакТига. Были нефтедоллары и бешеный «баблос» — не для всех, но для многих. Были чайные клубы. В какой-то момент в ней случился «Аватар» и революция CGI, с тех пор компьютерная графика в кино снова успела стать жуткой. Слово «дискурс» еще не числилось в блэклисте всех газетных и журнальных редакций, слово «гламур» не вызывало тошноту, а дивный мир потребления еще казался россиянам чем-то новым, удивительным и, чего греха таить, манящим. Русские переводы двух ключевых книг, объясняющих суть неолиберального капитализма, — «No Logo» и «Доктрина шока» — вышли в 2005-м и 2009-м; «Empire V» удачно втиснулся между ними на полке увлеченного популярной политэкономией читателя.

Но в 2017-м идея экранизировать роман уже казалась запоздавшей. А следующие годы производственного ада и коронавирусных ограничений заочно превратили проект в анахронизм. Фильм должен был выйти в России весной 2022-го, но материалы «Ампира» подали в Минкульт с заниженной для такого фильма возрастной маркировкой 16+ (в нем фигурировала сцена секса на станции Цоо в Берлине 1945-го), что привело к задержке в оформлении документов, затянувшейся уже на год с лишним. При этом формального отказа Минкульта в выдаче прокатного удостоверения продюсеры не получили. На пресс-показе в марте 2022 года журналистам продемонстрировали еще сырую сборку, мягко говоря, разочаровавшую многих, так что «слив» проката не воспринимался как трагедия, при этом высказывалось предположение, что фильм не выпущен из-за Мирона Федорова (Оксимирона) в одной из главных ролей — тогда еще не иноагента. После Виктор Гинзбург, будто забывший о том, что «Ампир» показали журналистам, притворно возмущался в соцсетях убийственной рецензией Антона Долина, написанной по случаю появления предварительной версии картины в сети (еще с логотипом компании Columbia, покинувшей российский рынок после 24 февраля).

Мирон Федоров в фильме «Ампир V»

Но, положа руку на сердце, какой монтаж может спасти от морального устаревания спецэффекты, которыми фильм чудовищно перегружен? Можно ли пересборкой убрать феноменальную слепоту Гинзбурга к духу и букве пелевинского текста (который, кстати, отлично читается и сейчас), к его деталям и образам? Возьмем для примера сюжетообразующий фрагмент, в котором герой описывает травматическое воспоминание из детства: «Прямо над кроватью висел плетеный веер в форме сердца. Он был слишком большим, чтобы им обмахиваться. Во впадине между сердечными буграми была круглая ручка, из-за которой веер казался похожим на гигантскую летучую мышь с маленькой головкой. В центре он был подкрашен красным лаком». В фильме за 46 млн рублей показан веер… ну какой нашли. В общем, весной 2022-го «Ампир V» выглядел, как сказал бы герой Пелевина, «срачным ацтоем». Но, как оказалось, не создатели фильма, а мы, критики, отстали тогда от паровоза современности.

Тут снова стоит подчеркнуть: нет, продукция Виктора Гинзбурга не пронзила пространство и время дополнительными инсайтами и не сделала пелевинскую наглядную политэкономию еще более наглядной за счет неймдроппинга в касте (снова напрашивается цитата из оригинала — про «впаривание прокисшего медвежьего говна»). Ну правда, кому сейчас — особенно за пределами Садового — сдался китаист и чайный дилер Виногродский (играет вампира Локи) или кто обратит внимание на внешнее сходство персонажа Владимира Долинского (вампир Энлиль) с покойным серым кардиналом кремлевской политики Глебом Павловским? «Ампир V» действительно застрял во времени и не продвинется вперед, засунь в него хоть десять Оксимиронов.

Бронислав Виногродский и Павел Табаков в фильме «Ампир V»

Однако даже остановившиеся часы иногда показывают точное время. Особенно в России, с причудливой — шаг вперед, два назад — поступью ее Хроноса. И вдруг что-то совершенно ничего не значащее, невинное или идиотское с точки зрения старого сегодня становится важным для нового вчера. Фантазия вдруг превращается в правду, а вода, которую льет автор, в бензин. Фильм Гинзбурга вроде бы предусмотрительно освобожден от самых политически острых эпизодов первоисточника типа шуток про «Единую Россию» и запястья Ходорковского, но, как оказалось, все равно полон огнеопасных материалов — от огромной латинской буквы V на постере до пассажей вроде «стать на сторону зла казалось таким же логичным, как вступить в единственную правящую партию». Вопросы насчет того, что это за партия такая, должны развеять идущие при ее упоминании кадры ковровой бомбардировки города, похожего на Берлин 1945-го, и кожаный плащ офицера люфтваффе, в тело которого вселяется в этот момент главный герой. Здесь, впрочем, начинаются смелые фантазии самого режиссера: в книге на этом месте герой отправляется в инициатический трип вглубь сознания несчастного московского сисадмина. А аналогичный трип в Берлин 1940-х (в книге он происходит гораздо позже) охарактеризован Пелевиным как «стильный порнофильм», а вовсе не помесь «Стражей Галактики» со «Сталинградом» Бондарчука.

Отечественная история XX века полна примеров того, как деятели культуры не поспевали за стремительно меняющейся генеральной линией и массово садились в лужу (а то и куда похуже). Можно вспомнить печальную судьбу пролетарского поэта-горлопана Демьяна Бедного, обвиненного в «клевете на русский народ», случай с сиквелом кондовой шахтерской саги Ивана Лукова «Большая жизнь», попавшим под раздачу вместе с действительно антисталинской второй серией «Ивана Грозного»… Сегодняшние времена высокой исторической турбулентности тоже будут дарить нам трагикомические истории разного рода. Да, собственно, уже дарят: вспомним «Снегиря» Бориса Хлебникова, который к моменту выхода обрел зловещее звучание. Показательно, что индустрия игнорировала инфернальную природу его героев, простых рабочих моря, не ценящих ни свою, ни чужую жизни, готовых и в огонь войти «по приколу», и умереть ради других не задумываясь. Во время продвижения акцент делался на спецэффектах и поверхностном, формальном «конфликте поколений». Фильм про кошмарную цену подвига даже открывал ММКФ — как ни в чем не бывало.

«Снегирь»

Или вот свежий сериал «Библиотекарь», который очень условно можно назвать экранизацией Елизарова, так как мудрые шоураннеры своевременно выскребли из сюжета главное — романтическую тоску по воображаемому СССР, ради возрождения которого в романе велась рукопашная война старух с бывшими инженерами. Очевидно, что спустя 15 лет эта ностальгия не кажется уже такой смешной и постмодернистски-ироничной, хотя еще полтора года назад сам Елизаров мечтал, чтобы экранизация была стилизована под советское кино.

Можно предположить, что дальше будет больше: ни одному продюсеру не дано предугадать, как отзовется через год взятый в производство сценарий. Эскапизм, уход от любого контакта с реальностью, стремительное переобувание туда-сюда — все это не страхует. Не поможет даже Пелевин с его простыми истинами вроде «Я начинал догадываться, что схватка двух интеллектуалов, где один выступает цепным псом режима, а другой бесстрашно атакует его со всех возможных направлений — это не идеологическая битва, а дуэт губной гармошки и концертино, бэкграунд, который должен выгоднее оттенить реальную идеологию, сияющую из гадючей мглы». Все-таки, чтобы постичь эту реальную идеологию, герою его романа пришлось самому стать нетопырем, а такому не учат даже во ВГИКе.

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

22 августа 20235
17 августа 202365
11 августа 20239
7 августа 202333

Главное сегодня

10 мая5
10 мая11
10 мая5
9 мая21
7 мая11
8 мая4
7 мая6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации