Директор фестиваля «Новый сезон» Полина Зуева: «Интуитивно я верю, что все будет хорошо»

Обсудить0

Приносит ли организация фестивалей прибыль? Зачем нужен «Новый сезон»? В чем вообще смысл? Перед вторым фестивалем стриминг-платформ, на котором они показывают свои самые актуальные проекты и определяют планы на будущее, редакторы Кинопоиска поговорили с соосновательницей смотра и одной из самых влиятельных женщин в российском кино, которая редко дает интервью.

Полина Зуева (1976) — организатор фестивалей, продюсер и немного актриса. Родилась в Москве в семье врачей-вирусологов, окончила английскую школу и факультет массмаркетинга и пиара в Virginia Polytechnic University в США. После учебы вернулась в Москву, работала администратором программ на ТВ-6 и в команде театральной премии «Чайка». С 2003 по 2021 год — коммерческий директор и продюсер фестиваля «Кинотавр». Также продюсировала национальный фестиваль дебютов «Движение», премию «Золотая арка», фестиваль российского кино в Нью-Йорке и другие проекты. Как актриса снялась в эпизодах в фильмах «Хардкор», «Лето», «Селфи» и «Марафон желаний», в сериалах «Беспринципные» и «Министерство Всего Хорошего». С 2022 года — соосновательница, продюсер и директор фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон».

Как бросить Америку и попасть в кино

Я вообще сначала увлекалась театром, причем с детства. В школе была пионервожатой, председателем совета дружины и одним из организаторов недели «Театр и дети». Вот оттуда пошла моя любовь к театру. Моя детская мечта — стать актрисой, несмотря на сильнейший страх сцены. Поэтому, когда пришло время поступать в институт, я сказала маме: только театральный! Родственники, конечно, прочили меня во врачи, но они так долго навязывали мне эту профессию, что сработал my rebel spirit.

Так случилось, что мне пришлось поехать в Америку. Был 1991 год, денег на американское обучение у нас не было, единственный вариант — получить стипендию. Поступала в Virginia Polytechnic University, тогда он котировался. Мне, как иностранной, молодой и перспективной особе, получить стипендию можно было только при поступлении на факультет международных отношений, не в театральный. Но я набрала себе предметов по театральному искусству и аккуратно сделала на этой сфере для себя акцент. Правда, через два года учебы я поняла, что с такой профессией мне в Америке деваться будет некуда, и переквалифицировалась на массмаркетинг и пиар.

Вернувшись в Россию в 1998-м, я работала администратором в программе «Новое кино» у Любы Шакс и Димы Фикса в продюсерском центре «Телепроект», и моя первая зарплата была — 100 долларов. (Смеется.) Вот там и познакомилась со многими киношниками. Потом начала смотреть видеокассеты и писать к ним подводки: «Смотрите этот фильм про то-то и то-то». А потом вместе с журналисткой Леной Слатиной поехала в Берлин на кинофестиваль. Меня взяли прицепом, и для меня это был настоящий культурный шок. Из-за знания английского языка я взяла интервью у бразильского режиссера-победителя Уолтера Саллеса, у председателя жюри Бена Кингсли и случайно стала еще и корреспондентом. (Смеется.)

Как случился «Кинотавр»

Я работала на канале ТВ-6 администратором в программе «О.С.П.-студия» и на канале познакомилась с Леной Лапиной. Она меня и пригласила в программу «Театральный понедельник» делать премию «Чайка». Мы с ней вместе очень долго делали самые разные проекты, ставили спектакли с Робертом Стуруа и выездные мероприятия и много еще чего другого. А потом с нами случился «Кинотавр».

Началось все с того, что Лена Чухрай, агент Володи Машкова, предложила нам у нее Володю «забрать». Машков познакомил нас со своим близким другом, продюсером Игорем Толстуновым. И когда в 2003 году они вместе с Роднянским выкупили «Кинотавр» у Марка Рудинштейна, то пригласили нас поработать на фестивале — быть координаторами фильмогрупп и фильмокопий. Деньги платили смешные, но нам было дико интересно. Руководство пришло новое, а дирекция осталась старая, коммуникация была трудная. И каждый день Игорь Александрович звонил нам и спрашивал: «Девчонки, а вот это еще сможете сделать?» И мы в итоге как многостаночницы делали почти все. После чего нас и пригласили работать уже на постоянной основе.

Я стала коммерческим директором, занималась привлечением денег. Первые 10 лет мне было очень тяжело объяснить людям, почему фестиваль — это так важно и здорово. И только когда мы уже построили новый бренд, стало попроще, к нам уже сами приходили и предлагали спонсорство.

Как появился «Новый сезон»

«Новый сезон» и «Кинотавр» — абсолютно разные проекты. Одно не вышло из другого, просто идея витала в воздухе, такой фестиваль был необходим индустрии стримингов. И когда весной 2022 года мне позвонил продюсер Start Эдуард Илоян и предложил сделать какой-нибудь фестиваль вместе, я сразу подумала о платформах. Уже в последние годы «Кинотавра» мы начали обращать на них внимание, проводить питчинги, и сделать фестиваль стримингов, которые самостоятельно производят оригинальный контент, для нас было абсолютно логичным решением.

Оставаться на том же месте, безусловно, не хотелось, поэтому у Эдуарда родилась блестящая идея переехать в горы, на «Розу Хутор». Ни в каких других курортных городах черноморского побережья для фестиваля не было инфраструктуры, и это два разных ощущения от Сочи: мы на неделю превращаем маленький курорт в киногородок.

В нашем представлении «Новый сезон» — это индустриальное перемирие, на которое конкуренты приезжают общаться и вместе решать общие проблемы и вопросы. Программа фестиваля собирается тоже нетипично: у нас нет программного директора. Каждая платформа предоставляет по три проекта — два сериала и один фильм. Если фильма нет, то три сериала. То есть не мы решаем, что везти — сами платформы выбирают, что поставить на витрину, какой показать вектор развития в новом сезоне. Отсюда и наше название.

Чего ждать от второго фестиваля

В театре говорят про «проклятие второго спектакля»: когда все собрались и блестяще отыграли премьеру, а на втором спектакле всплывают косяки. Поэтому я сейчас немножко переживаю. (Смеется.) Год назад мы все как-то собрались и сделали проект за два месяца — спасибо героической команде, всем платформам и министерству культуры за поддержку! В 2023-м работаем уже не впопыхах, хотя учитывать интересы семи платформ, подстраиваться под семь совершенно разных ритмов — непростая задача.

Плюс в этом году, помимо плотности показов, у нас еще и деловая программа запланирована. Хотим, чтобы это были не просто круглые и квадратные столы, где все собрались и потрындели о проблемах. Стремимся предложить решения проблем. Хотим превратить «Новый сезон» в инструмент продвижения контента платформ, запустить некий движок и для зрителей, и для самой индустрии. Стриминги — главные звезды «Нового сезона», и поэтому у нас принципиально нет красной дорожки, хотя, конечно, мы фотографируем гостей. (Смеется.) Просто сознательно не делаем акцентов на церемониалах, создаем демократичную атмосферу.

Как все это организовать

Вообще, все фестивали похожи. Структура и каркас одни и те же, а делать фестиваль дебютов «Движение» на 300 человек приглашенных гостей, не считая зрителей, или «Новый сезон» на тысячу — без разницы, команда и распределение обязанностей нужны одни и те же. Масштаб другой, число нюансов одинаковое. Статус фестиваля зависит в том числе от его качества, которое проявляется в деталях организации.

Бизнесом проведение фестивалей назвать сложно: денег это, честно говоря, не приносит. Пока город, как Канны или Берлин, не будет заинтересован в вашем проекте, пока вы не начнете делать его вместе, пока инфраструктура города не начинает работать на фестиваль, а фестиваль — на инфраструктуру, заработать на нем невозможно. Польза от фестиваля не столько коммерческая, сколько смысловая: он нужен и индустриям, и городам.

Слишком много всего

То, что кинофестивалей в России после 2022 года стало больше, — это иллюзия. На мой взгляд, их стало меньше. Вы просто не знаете про проекты с названиями типа «Корень гортензии» и так далее. Пандемия сократила число мероприятий, а сейчас вместо закрывшихся появляются новые. Освободилась ниша фестиваля авторского кино, и возник фестиваль «Зимний», плюс недавно анонсировали фестиваль «Маяк». У меня нет ощущения, что в стране какой-то перебор, да и кто устанавливает, сколько должно быть фестивалей? Пусть цветут все цветы. Все делают разное и по-разному. «Новый сезон» сейчас занял важное место и не стремится к конкуренции.

Мне кажется, теперь в России акцент ставится на региональное кино — снимают или про какой-то регион, или про регионального героя. География расширяется, поэтому людям интересно смотреть не только столичные истории. Страна большая — зритель хочет истории про себя.

Зачем все это

Почему я 20 лет занимаюсь фестивалями? Я это делаю потому, что это драйв. Я органиЗуева (как придумала журналистка Ольга Цепенюк). Тут ничего не поделаешь, мне нравится выстраивать процессы, когда все обрастает деталями, бюджетом, связями, складывается пазл. Мне пять лет назад все начали говорить: иди в кинопродюсеры. Может быть, я дорасту до этого, когда найду подходящий материал, в который поверю. Но, конечно, не начну сразу продюсировать сама, пойду сначала подмастерьем к кому-нибудь.

Актрисой, правда, я еще не стала, зато превратилась в королеву эпизода! (Смеется.) Так издеваются надо мной друзья. Снимаюсь не ради карьеры — скорее, чтобы через 30 лет на себя посмотреть. У меня очень маленькие камео, в основном в сериалах. Недавно вот закончили сцену в «Министерстве всего хорошего». Я от этого кайфую, и с каждым разом получается все лучше. А первая роль была у Найшуллера в «Хардкоре» — очень провокационная, но текста всего на три слова. Тогда я поняла, насколько адская работа у киноактера. Это просто тяжелейший труд: помимо собственно игры в кадре, нужно сидеть и уныло ждать по несколько часов, когда тебя позовут на площадку. От ожидания устаешь сильнее, чем от любой физической нагрузки. И потом ведь, главное, надо выйти и сделать на все сто. Я после этого совсем иначе к артистам стала относиться, прямо другого уровня уважение начала к ним испытывать.

В чем вообще смысл

Вообще, я не про то, чтобы переживать и много говорить. Я про делать и хочу, чтобы меня судили не по словам, а по делам. На мой взгляд, надо ориентироваться на время, в котором живешь, и не тратить его на сожаления. Да, много международных проектов осталось в прошлом. И что теперь? Надо делать дело, которое можешь. Сегодня время такое, вчера было другим, завтра будет вообще третьим.

Интуитивно я верю, что все будет хорошо. Как вообще жить без надежды — смысл тогда что-либо делать? Мои старшие родители — так я называю бабушку с дедушкой, которым сейчас по 94 года и которые за это время многого навидались — своим примером научили меня жизнелюбию. Если не любить жизнь, она быстро заканчивается. Если мы хотим еще что-то успеть сделать, надо ее любить.

Что Полина Зуева смотрит и вам советует


«Сайнфелд»

Любимый сериал навсегда без вопросов — с любого места, в любом количестве, в любом году, в любой географической точке, при любых обстоятельствах. Лучше чувства юмора я не встречала ни в одном сериале. Обожаю все сезоны. Ну ладно, можно начать смотреть со второго.

«Предложение»

С точки зрения эстетики, сценария, игры актеров и всего остального, на мой взгляд, безупречно. Было интересно узнать о том, как на самом деле снимался «Крестный отец». Я никогда не задумывалась о том, что за этим вообще есть какая-то история. То, что шоураннеры взяли и раскопали эту тему, — вот что интересно само по себе.

«Балет»

Низкий поклон, ребята просто молодцы. Видно, сколько времени они на это потратили. Проработана каждая деталь. И видно, что режиссер Женя Сангаджиев понимает, о чем он снимает. Да, это не про танцы, но он знает, что это такое, потому что, как выяснилось, сам имеет к танцу отношение — он хореограф. И, что еще очень приятно, сериал сделали молодые ребята. Ну, по крайней мере, для меня. (Смеется.) То есть у нас в кино выросло отличное следующее поколение!

«Снегирь»

Фильм, который мы обсуждали с коллегами дня три. Причем у всех было совершенно разное восприятие. Я даже режиссеру Боре Хлебникову написала: «Послушай, может быть, я простой странный зритель, но я увидела во всем этом надежду». Мы с ним пообсуждали и вышли на то, что да, мы такие вот раздолбаи, но в этом тоже есть надежда.

«Она прекрасна»

Старый фильм Кассаветиса с Траволтой, Шоном Пенном и Робин Райт. Как-то он мне запал в детстве, и всё. Не каждый год пересматриваю, конечно, но все же периодически возвращаюсь.

«Тот самый Мюнхгаузен»

Пересматриваю его и каждый раз рыдаю над несколькими моментами!


Вопросы: Филипп Миронов, Ольга Белик

Фото: Дарья Малышева. Кинопоиск благодарит бар «Piri Piri» за дружелюбие и помощь со съемкой

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

23 мая 202320
16 августа 20221
1 октября 202110
7 декабря 20216

Главное сегодня

10 мая5
10 мая11
10 мая5
9 мая21
7 мая11
8 мая4
7 мая6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации