10 лет «Легенде № 17». Этот фильм не любят многие, но он изменил нашу киноиндустрию

Обсудить0

Хоккей в России всегда считался видом спорта номер два, но снимали о нем мало. Фильмы советского периода часто переносили в спорт драматургию производственной драмы, а снятые в нулевых «Миннесота» и «Валерий Харламов. Дополнительное время» с Алексеем Чадовым не оставили значимого следа. «Легенда № 17», вышедшая в апреле 2013 года, сама в некотором роде стала легендой.

Как его придумывали и раскручивали

Сюжет фильма представляется незатейливым: Валерий Харламов (Данила Козловский) — молодой и талантливый хоккеист ЦСКА, которого суровый тренер Анатолий Тарасов (Олег Меньшиков) отправляет в ссылку в армейскую команду из Чебаркуля, а по возвращении в основу жесточайше третирует. После такой школы жизни Харламов становится одним из лучших игроков страны, но в фильме его славная карьера компактно уложена в первый матч Суперсерии, где 17-й номер забил дважды. Продюсер «Легенды», гендиректор фирмы «ТРИТЭ» Леонид Верещагин, вспоминал, как решил делать картину, посмотрев фильм «Чудо» о том, как американская команда на Олимпийских играх в 1980 году обыграла самую знаменитую сборную СССР. «Как только я вынул диск, — говорил Верещагин, — сказал: „Я хотел бы сделать такой фильм, только наоборот“. И вспомнил, естественно, про этот матч (первая игра Суперсерии, где СССР обыграл Канаду 7:3), потому что в моей юности не так много было моментов, которые объединяли всю страну. Эту победу я могу сравнить — да и сравниваю всегда — с полетом Гагарина».

Сценарист картины Михаил Местецкий говорил в интервью «Чемпионату», что ему нечего было всерьез рассказать о спорте взрослым: «А вот [как рассказать] ребятам — примерно представлял. Мы надеялись, что после просмотра фильма пара-тройка мальчишек оторвутся от нюхания клея (или при лучшем раскладе встанет из-за компьютера) и пойдут в хоккейную секцию».

Данила Козловский

Сейчас кажется, что «Легенда № 17» вышла в идеальное время. За пятилетку, с 2008-го по 2012-й, сборная России трижды становилась чемпионом, в январе 2011-го впервые за восемь лет выиграла молодежный ЧМ, отыгравшись в финале у Канады со счетом 0:3. На клубном уровне Континентальная хоккейная лига вышла на максимум, страна ожидала победы на домашней Олимпиаде через год. В 2013-м, возможно, случился пик интереса к хоккею в стране, и создатели фильма оседлали эту волну. Он вышел одновременно с финальными стадиями плей-офф КХЛ, и комментаторы матчей финала Кубка Гагарина ненавязчиво (а иногда и нет) упоминали «Легенду» в репортажах. Был удачно подобран маршрут промотурне Данилы Козловского по стране: Омск, Новосибирск, Уфа, Казань — самые хоккейные города страны.

Картину показали игрокам юниорской сборной страны, которые посмотрели ее перед домашним чемпионатом мира в Сочи. Вместе с хоккеистами на показе присутствовали звезды советского хоккея (Сергей Макаров, Владимир Петров, Владислав Третьяк), президент Международной федерации хоккея Рене Фазель и президент Путин. Совпадение это или нет, но сборная на следующий день после сеанса выиграла у США 4:3, отыгравшись с 0:2 в дебюте матча. Сюжет первой игры Суперсерии-1972 повторился.

Как отреагировали критики и спортсмены

Оценки зрителей Кинопоиска через месяц после премьеры вывели фильм в топ-20 лучших фильмов по версии сайта. «Афиша» писала, что «Легенда» «не заимствует готовые голливудские штампы, но и призрак советского массового кино вызывать не пытается — это современная картинка, выверенная драматургия, несколько ярких сценарных находок, крепкие или просто отличные актерские работы, достойный (хотя и не убойный) хоккей и никаких квасных перегибов». Даже BadComedian, в 2013-м еще не получивший золотую кнопку, отозвался о фильме благосклонно: «Наконец-то я могу сказать: данный отечественный фильм мне понравился, и я не прочь его пересмотреть. Даже пренебрежение хронологией событий жизни великого хоккеиста и жонглирование невероятными для того времени вещами не злят: всё ради саспенса».

Олег Меньшиков в центре

Фильм понравился Татьяне Тарасовой, которая признавалась, что не спала перед премьерой и переживала состояние, как в детстве перед матчами: «Это очень похоже по духу, по нерву на то, что было у отца. И я считаю, что в этом фильме главная роль все-таки у Меньшикова». А вот комментатор Василий Уткин назвал «Легенду № 17» «скотством», обвинив ее в том, что лента мешает все на свете — клубничное варенье с соленым огурцом и свеклой. Уткинский текст на Sports.ru был озаглавлен «Плюнуть в вечность». Почему фильм вызвал такую реакцию?

Искажения в образах героев

Авторы очень вольно обращались с харламовской биографией. Автомобильная авария, которая могла закончить карьеру спортсмена, случилась в 1976-м, а не за полгода до Суперсерии; свою жену Харламов тоже встретил позже. Защитник Александр Гусев выведен под фамилией Гуськов — на этом настоял сам спортсмен. «Прислали сценарий. Читаю, читаю, — возмущался он в интервью «Спорт-Экспрессу». — Получается, будто мы с Валеркой в Чебаркуле только за бабами увивались да водку пили. Я возмутился. И меня вычеркнули. Вписали Гуськова. Но и сценарий, слава богу, подчистили». Гусев опровергал и то, что в Челябинской области местные ветераны встретили их враждебно.

Данила Козловский, Александр Харламов и Александр Лобанов

Несмотря на то, что Тарасов-Меньшиков очень понравился Татьяне Анатольевне, интерпретация его образа тоже вызывала вопросы. Анатолий Владимирович не был старшим тренером сборной на момент описываемых событий. Шеф ЦСКА возглавлял национальную команду с 1959-го по 1962-й, и СССР тогда не выиграл ни одного международного турнира. Старшим тренером сборной в золотые годы был Аркадий Чернышёв, 28 лет бессменно руководивший «Динамо», Тарасов был вторым тренером. Их дуэт с 1963-го по 1972-й выиграл все официальные турниры — семь чемпионатов мира и три Олимпиады. Тарасов в этой паре, как говорят, отвечал за тренировки и мотивацию; многие современники вспоминают, как Тарасов пел, чтобы встряхнуть игроков. На Чернышёве лежала в основном тактическая работа, но большинство решений два тренера с разными стилями принимали совместно — в «Легенде № 17» динамовец не упомянут вообще.

Додуманные детали матчей

Товарищеского матча со «Спартаком», после которого в фильме сняли Тарасова, фактически не было, не было и героического гола на последней секунде против того же «Спартака», который в фильме позволил Харламову стать частью основного состава. При этом весь эпизод основан на реальных событиях: весной 1969-го Тарасов увел ЦСКА со льда в матче с красно-белыми, но эта игра была официальной, решающей в борьбе за чемпионство. Тренер был недоволен судейством, однако таких ангажированных решений судьи, как показано в фильме, не было. В те времена в середине третьего периода команды менялись воротами, на 50-й минуте наступала пауза. ЦСКА сравнял счет, как показывало табло, на отметке 49:59, но на судейском секундомере уже горели 50:01.

Гол при счете 2:1 в пользу «Спартака» не был засчитан, и после этого Тарасов вспылил, снял команду с игры, однако через полчаса разговоров с председателем Спорткомитета СССР Сергеем Павловым и его заместителями вернул на лед. «Спартак» забил третью шайбу и стал чемпионом страны, а тренер ЦСКА корил себя за то, что дал сопернику полчаса отдыха. В таком контексте сцена с обструкцией Тарасова фанатами, которая была и в реальности, выглядит понятной: потеряно чемпионство. Несмотря на критику в прессе и лишение звания заслуженного тренера, значимых последствий для Тарасова не наступило: работу в ЦСКА он сохранил, звание вскоре вернули.

В фильме момент с товарняком против «Спартака» выглядит совой, натянутой на глобус. В реальности советская сборная играла такой матч за неделю до Суперсерии, но он не мог повлечь никаких кадровых решений в штабе, это был этап подготовки игроков, вернувшихся с летнего отдыха. В чем была мотивация чиновника-самодура, роль которого исполнил Владимир Меньшов? Советских тренеров не снимали за поражения в товарищеских матчах и даже турнирах поменьше типа московского приза «Известий».

Не менее удивительный момент — болеющий за «Спартак» Леонид Брежнев. Генсек, по некоторым свидетельствам, и правда болел за красно-белых на футбольном поле. В хоккее все было иначе. «Он не то чтобы очень болел, просто отдавал предпочтение клубу ЦСКА, — рассказывал телохранитель главы государства Владимир Медведев. — А в политбюро многие болели за „Спартак“, и он на другой день подначивал соратников: „Как мы вам вчера..!“» В реальности Аркадий Чернышёв и Анатолий Тарасов сами ушли после Олимпиады-1972, причем еще за год до нее Всеволод Бобров (один из лучших футболистов страны послевоенного времени, стоявший и у истоков хоккея с шайбой в СССР) возглавил вторую сборную. После двух блестяще отработанных олимпийских циклов (1964–1968 и 1968–1972) оба тренера получили ордена Трудового Красного Знамени и передали пост Боброву. Всеволода Михайловича в кино хотя бы ввели, но в «Легенде» человек, который выигрывал и футбольную, и хоккейную Олимпиаду, выглядит удивительно мелко по сравнению с Тарасовым.

Миф о миллионе долларов и классической тройке

Сценаристы фильма не прошли мимо легенды о представителе НХЛ, который совал Харламову чек на миллион долларов. Эту историю хоккейные журналисты раскапывают чуть ли не каждый год, и ее фактическим основанием служат слова советских ветеранов о том, что люди из НХЛ предлагали им чеки. Владелец «Торонто» Гарольд Баллард, как документировали канадские репортеры, говорил, что дал бы «этому парню» миллион в год. Однако в то время никто в НХЛ тогда таких денег не зарабатывал; лучший бомбардир НХЛ Фил Эспозито по условиям контракта получал 100 тыс. долларов в год, а многие команды лиги не тратили миллион на весь свой состав. Тем более сложно было представить, что подобную сумму могли предложить европейцу: для американского хоккея они фактически были людьми второго сорта, и на момент Суперсерии в лиге выступал лишь один игрок из Европы — швед Юха Видинг.

Гёц Отто и Данила Козловский

Кульминационный момент фильма — первый матч Суперсерии — тоже не обошелся без вымысла. Бобров выпускает на лед классическую тройку Михайлов — Петров — Харламов, которая в таком виде в первом матче не играла. Харламов выходил в звене с Владимиром Викуловым из ЦСКА и Александром Мальцевым из «Динамо». Именно с передач самого знаменитого игрока бело-голубых 17-й номер забросил две шайбы; в фильме Мальцев упоминается по касательной. В жизни они с Харламовым тепло дружили, и легендарный игрок «Динамо» это кино встретил прохладно. «Если делаете художественный фильм, то назовите его не „Легенда № 17“, а как-нибудь иначе. Зачем позорить фамилию Харламова? Если бы он увидел этот фильм, то из гроба встал бы», — заявил Мальцев.

Эпизод, в котором форвард «Филадельфии» и сборной Канады Бобби Кларк грубо играет против Харламова, пришелся на шестой матч, но здесь сценаристов можно понять. Кларк не был паинькой, и звериная агрессия канадцев в игровых сценах имеет исторические основания. В одной из них тренер канадцев приказывает Кларку сломать лидера советской сборной. Джон Фергюсон, ассистент канадского главного тренера, вспоминал, что так и было, хотя позже Кларк рассказал, что нанес травму по своей инициативе.

В чем значение «Легенды № 17»

Михаил Местецкий не раз комментировал претензии к фактическим неточностям: «Сначала был написан сценарий, над которым работали очень уважаемые в профессии люди, — вспоминал он. — Но знаете, какая там была проблема? Это был пересказ фактов — медлительный и подробный. Из него бы, может, и получилось интересное артхаусное кино, но точно не тот фильм, который хотел сделать Верещагин». Лебедев отвечал в том же духе, что это не пересказ «Википедии», и его кино называется «Легенда № 17», а не «Историческая справка о хоккеисте Харламове В. Б.».

Харламов был кумиром миллионов, а его ранняя смерть в 1981 году в аварии по дороге на дачу придала ему почти мученический ореол. Понятно стремление авторов фильма сосредоточиться на коротком отрезке карьеры и запихнуть всю легенду в один матч, иначе пришлось бы делать сериал. Понятно и их желание упростить историю для «детей у компьютера». Однако хоккейные пуристы такое вольное обращение с историей восприняли в штыки. Их гнев можно понять: представьте, что кто-то снял бы фильм о развале СССР, где обращение 25 декабря 1991-го вместо Горбачева зачитывал бы Брежнев. Для людей, которые знают историю хоккея, такой вольный пересказ биографии великого игрока выглядит накручиванием «вавилонов».

В «Легенде» потрясающе сняты все хоккейные сцены, если не считать надоедливого и неоправданного дрожания камеры. Замечательно передана атмосфера хоккейного болота в Чебаркуле, где люди живут под девизом «смены реже — деньги те же». «Легенда № 17» и спустя 10 лет смотрится как классное спортивное фэнтези, и воспринимать его стоит именно так, абстрагировавшись от истории советского спорта. Историческое значение самой «Легенды» в том, что она задала жанру российских спортивных фильмов размах и четкую структуру. К счастью, Льва Яшина в его байопике уже не отправляли играть за «Спартак», чтобы придать картине больше драматизма. И этот фильм, и предолимпийские «Чемпионы», и разобранное на молекулы «Движение вверх», и слегка наивный «Тренер» были построже к историческим фактам, но сняты с тем же масштабом, что «Легенда № 17» Николая Лебедева.

Фильм про Харламова стал первым в ряду подобных картин и показал, какой потенциал есть у жанра в России. Пока трансляции матчей постепенно выдавливались с федеральных каналов из-за низких рейтингов, кинопроизводители обнаружили, что в нужной упаковке история про олимпийский баскетбольный турнир («Движение вверх») или, например, байопик о трагической судьбе одного из лучших советских футболистов («Стрельцов») способны собрать отличную кассу (54 млн долларов у «Движения»). И жанр советской спортивной драмы исправно работал до «Чемпионов мира» и «Одиннадцати молчаливых мужчин». В последних крепкий сюжетный канон про борьбу за победу родины и против врагов — в погонах и за границей — начал наконец заваливаться из-за идеологического крена.


Автор: Павел Кунгуров

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

21 октября 201716
30 марта 20221
16 сентября 20216
22 апреля 20236

Главное сегодня

Сегодня29
3 часа назад1
26 апреля1
10 мая8
Сегодня0
Сегодня1
Сегодня0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации