«Крецул»: история слепого дзюдоиста в эстетике румынской новой волны

Обсудить0

В прокат вышел «Крецул» — фильм о паралимпийце Олеге Крецуле и его сложном пути в мире молдавского и российского дзюдо. Рассказываем, какой получилась история личной трагедии, на почве которой возникла большая и крепкая дружба.

О чем фильм

Никита Волков

1996 год, Кишинев. Молодой чемпион Европы по дзюдо Олег Крецул (Никита Волков) возвращается из Гааги домой с серебряной медалью. Дома его ждут друзья, семья и любимая девушка, с которой Олег готовится сыграть свадьбу — громко и бурно, как здесь это принято, аккурат накануне будущих Олимпийских игр, куда Крецул твердо намерен отправиться за новыми победами.

Счастье дзюдоиста продлится недолго: по дороге домой он не справится с управлением машины и врежется в КамАЗ. Родной брат и любимая девушка погибнут, а Олег потеряет зрение. Он уже готов опустить руки и бросить спорт, но верный товарищ Виталий Глигор (Сергей Волков) не позволяет ему это сделать. Он станет не только проводником, но и спортивным наставником дзюдоиста-паралимпийца.

Кто сделал

Никита Волков и Сергей Волков

Режиссер и автор сценария — Александра Лихачёва, выпускница экспериментальной мастерской Алексея Учителя во ВГИКе, по первому образованию художница, по второму — режиссер. Ее первыми работами были документальные картины. Игровой дебют — проект международный, в его финансировании и производстве участвовали Россия, Молдова, Литва и Турция. «Крецул» даже имеет плашку Eurimages — вероятно, это один из последних проектов, поддержанных фондом, поскольку в марте 2022 года Россию из него исключили.

Полнометражному дебюту повезло и с опытными членами съемочной группы. Например, оператор фильма — Мариус Пандуру, снимавший фестивальные хиты румынских режиссеров («12:08 к востоку от Бухареста» Корнелиу Порумбою и «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» Раду Жуде, одного из самых плодовитых кинематографистов Румынии последних лет). Его камера в «Крецуле» преимущественно позади героев и иллюстрирует физическую связь между ослепшим спортсменом и его проводником. Объектив фиксирует то затылки, то предплечья дзюдоиста и его товарища-тренера.

Как это выглядит

Сергей Волков

Нетипично для спортивной драмы в формате байопика. В центре внимания не только история становления Олега Крецула, но и отношения между ним и Виталием Глигором, который — и вынужденно, и сердечно — решил стать для паралимпийца не просто другом и опорой, но и тренером. Как и многие другие картины, «Крецул» обращается к миру спорта, где люди всякий раз удивляют широкую аудиторию стойкостью и силой воли.

Иные байопики делают акцент на непомерной силе, которая коррелирует с такой же ответственностью — перед семьей, болельщиками и самим собой. Дебют Александры Лихачёвой обращается к другой, теневой стороне спортивной карьеры — поддержке близких людей, которые всегда находятся рядом. Зачастую именно на них сливаются эмоции и раздражительность из-за неудач (в данном случае из-за травмы, которая перечеркнула «нормальную» карьеру Крецула). На первом плане, несомненно, Сергей Волков, хотя вместе с Никитой они в кадре словно тени друг друга (иронично, что оба актера не только однофамильцы, но и выпускники мастерской Юрия Бутусова в СПбГАТИ). В их взаимодействии — односложном и кротком (как вербально, так и поведенчески) — есть взаимоуважение и человеколюбие.

Несмотря на специфику боевого спорта, «Крецул» не обращается к грубой маскулинности. Тут, скорее, рефлексия, изучение внутреннего мира героев. Кино глазами оператора с его крупными и средними планами всматривается в их походки, подходит максимально близко к их внутренним переживаниям. Время в кадре скачет, зачастую за ним сложно успеть; мы не сразу понимаем, как происходит переход Крецула из молдавской сборной в российскую, когда роль Глигора из поводыря переходит в тренера. О спортивных соревнованиях кино представления не дает — это не «Уличный боец» и не «Бой с тенью», а произведение совершенно иного толка.

Периодически «Крецул» акцентирует внимание на прошлом героев. Приглушенное серое изображение прерывается VHS-вставками, где расплывающиеся в зернах лица то кутят в кругу семьи, то празднуют с еще зрячим Крецулом свадьбу. Местами такие эпизоды выглядят неряшливо и хаотично, вставки никак не объясняют мотивы поступков в реальном времени, лишь добавляют некоторые штрихи характеру главного героя.

Вердикт

При всех шероховатостях «Крецул» — достойное авторское высказывание о природе дружбы и силы характера. Пусть действие чуть затянуто, а документальная вставка с реальными Крецулом и Глигором не вполне органична, фильм по-своему очарователен. Возможно, дело в эстетике румынского кино, из-за которого картина выглядит не столько российским, сколько европейским арт-мейнстримом. Хорошо работает и документальная фактура, лежащая в основе истории. Даже в моменты отчаяния Крецул и Глигор не бросают дело жизни, а тянутся к своей мечте, опираясь друг на друга, что бы ни случилось. Кажется, зрителям будет чему поучиться у таких героев.


Автор: Тимур Алиев

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

9 мая28
7 мая6
1 мая12
28 апреля4

Главное сегодня

10 мая8
10 мая17
10 мая6
9 мая28
7 мая11
8 мая6
7 мая6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации