Лучшие фильмы — 2023: выбор Кинопоиска

Обсудить0

Загадка «Убийцы», народность «Снегиря», антимелодрама «Прошлых жизней», а также мульти-Пауки, Барби, атомные проекты Уэса Андерсона и Кристофера Нолана. Авторы и редакция Кинопоиска вспоминают 23 главных фильма уходящего года.

Этот топ составлен путем голосования редакции и наших постоянных авторов. Фильмы в нем расположены в порядке убывания набранных голосов, а критерии оценки абсолютно субъективны.

Если карточка фильма черная, значит, он доступен в вашей подписке Кинопоиска.


Татьяна Алёшичева

Кинокритик, обозреватель газеты «Коммерсантъ»

Роберт Оппенгеймер в претендующем на «Оскар» исполнении Киллиана Мёрфи создает в Неваде поселение физиков-ядерщиков и инженеров, известное как проект «Манхэттен», и делает первую в мире атомную бомбу, после чего его карьеру разрушает недавний покровитель адмирал Штраус (Роберт Дауни-младший), обвинив в неблагонадежности и связях с коммунистами.

Кристофер Нолан в очередной раз сорвал банк, породив не просто фильм, а социокультурный феномен «Барбигеймер»: этот серьезный трехчасовой опус о создании первой в мире ядерной бомбы и природе ответственности тягался в прокате с модной развлекательной «Барби» на сверхактуальную тему битвы полов, и розовому цвету так и не удалось побороть в зрительских рейтингах и прессе его черно-белый окрас с вкраплениями ядерного огня. Но главное достижение Нолана в том, что он ухитрился превратить в захватывающий блокбастер трехчасовую разговорную драму без визуальных эффектов, построенную на крупных планах лиц и глаз.


Игорь Кириенков

Шеф-редактор онлайн-кинотеатра Кинопоиска и витрин Букмейта

Первый за долгие годы провал Дэвида Финчера? Бэшка, недостойная автора «Семи» и «Зодиака»? Коммерческая самопародия? Один из самых ожидаемых фильмов 2023 года, «Убийца» оказался еще и одним из самых непонятых. Триллер про будни безупречного киллера (Майкл Фассбендер), неожиданно провалившего задание, — это и коллекция мизантропичных антропологических зарисовок (мир, увиденный сквозь прицел снайперской винтовки), и фантазия об ассасинах как сервисе (отчужденный цифровой капитализм давно не выглядел так зловеще), и, конечно, комедия (анекдот про медведя). Триумф арт-мейнстримного кинематографа и напоминание, какого замечательного актера отнимает у нас гоночная индустрия.


Дмитрий Охотников

Креативный директор Кинопоиска

Сколько нужно Пауков, чтобы закрутить мультивселенную? Ответить на этот вопрос сложно, потому что Пауков в этом фильме по ощущениям тысячи, но сосчитать их всех из-за бешеной и сверхнасыщенной анимации практически нереально.

«Сверх-», «мульти-» и «экстра-» — это вообще главные приставки, без использования которых невозможно описать происходящее на экране. Сквозь рваный монтаж ярких абстракций нам рассказывают выворачивающую душу историю подростков, сражающихся за свое место в мире. Им говорят, что они лишние, что нужно жить по заветам старших, что у каждого своя судьба, которую нельзя переписать, иначе весь мир рухнет.

Здесь судьба прячется под словом канон, но ломают каноны и сами создатели. И побеждают! Эти ребята не только покорили прокат, но и задали тренд в анимации со всем ее визуальным жиром и сложносочиненностью, которую мы теперь, уверен, увидим еще не раз.


Таня Симакова

Управляющий редактор Кинопоиска

Играя в кукол, дети проецируют на них свои внутренние переживания, приписывают им качества, которыми хочется обладать. Грета Гервиг точечно показала, где нам всем делают больно и как можно вести себя иначе, проявив немного великодушия и желания понять другого. Высказывание получилось максимально доходчивым и прямолинейным, сделанным с фирменной изобретательностью режиссерки. Правда, судя по комментариям в интернете, до справедливо устроенного Барбиленда нашему обществу еще очень далеко.


Марат Шабаев

Кинокритик, редактор и куратор игрового направления Кинопоиска

Главный инди-хит 2023 года — нежнейшая и спокойная, но пронзительная драма. Дебютантка Селин Сон сняла автофикшен-фильм о том, как чувствуют себя корейские иммигранты, пустившие новые корни в США (и этим он похож на недавний «Минари»). А еще это попытка осмыслить альтернативную линию своей жизни — примерно как во «Всё везде и сразу», но без фантастических элементов. Героиня Греты Ли встречает друга детства и гадает, как все сложилось бы, если б судьба не разлучила их. Что особенно подкупает в «Прошлых жизнях», так это отсутствие пошлого конфликта; режиссерка не заставляет выбирать Нору между несостоявшимся бойфрендом (Тео Ю) и нынешним спутником (Джон Магаро). Это фильм, в котором не кричат, не впадают в истерику и не рыдают навзрыд, а просто говорят или грустно молчат, но менее эмоциональным опыт просмотра от этого не становится.


Василий Корецкий

Кинокритик, старший редактор Кинопоиска

Самый энергозатратный фильм Бориса Хлебникова (многофигурные съемки в тесных кубриках и камбузах рыболовецкого суденышка, обстоятельный шторм на фоне зеленого экрана плюс тонны набитой ватой трески, сшитой заключенными женской колонии) стал еще и переломным в карьере режиссера. Придуманный и снятый в одной реальности, он вышел в прокат в совершенно другой, и редкие достоинства и многочисленные недостатки его главных героев, самодовольных «дедов», гоняющих по палубе двух салаг из мореходки, уже не вызывают умиления, а только ужас. Он виден и на экране — в глазах норвежцев, сперва потерпевших от российского судна, а потом героически спасенных им же. Идеальный каст типажных актеров превращается в настоящий российский бестиарий, к которому режиссер, неисправимый гуманист, все же испытывает горькую любовь. Вероятно, это последние реалистичные герои в фильмографии Хлебникова. Дальше такие истории можно рассказывать только в формате сказки.


Юрий Сапрыкин

Писатель, публицист

Серия фильмов об элегантном наемном убийце, ушедшем в отрыв, к четвертому выпуску не выдохлась, а напротив, дошла до совершенства. Последний «Джон Уик» — уже практически фильм-балет, в котором главное не характеры или события, а немыслимые траектории пуль, кулаков и тел. Немного мешают диалоги и попытки прилепить к экшен-сценам хоть какой-то сюжет, но в принципе четвертый «Уик» уже не особенно держится за эти условности: это лишь перебивки между дизайнерскими драками класса люкс, перестрелками и боями на японских мечах. Смысл и правдоподобие не имеют значения: и так понятно, что все плохие погибнут, а герой только смахнет пылинку с лацкана. Все это роскошество длится три с лишним часа, а могло бы и десять или вовсе бесконечно, как некоторые стримы на YouTube, и точно так же, как в фоновых стримах, смотреть «Уика» можно с любого места; надо полагать, что и гибель главного героя в финале — лишь таймкод, на котором начнет загружаться следующий ролик.


Ксения Реутова

Кинокритик, автор подкаста «Покалигарим»

В отличие от других недавних проектов Marvel, третья и заключительная часть «Стражей Галактики» выглядит самостоятельным произведением, а не товаром с конвейера, который после финальных «Мстителей» и третьего «Человека-паука» явно дал сбой и поставляет публике фильмы и сериалы один унылее другого. К тому же у этого произведения есть автор, обожающий и мир, о котором рассказывает, и своих героев: ушедший в DC Джеймс Ганн вернулся специально для того, чтобы завершить сагу о космических путешественниках. Сентиментальность тут, конечно, зашкаливает, какие-то шутки мы уже слышали, в саундтреке никаких открытий — играют Radiohead и Beastie Boys. Вместе с тем третьи «Стражи» — наглядное воплощение избитого выражения «сделано с любовью», и этой любви в картине столько, что она совершенно обезоруживает любую критику. А еще побеждает смерть: раненый енот Ракета выживает, Питер Квилл примиряется с гибелью Гаморы, Дракс становится отцом. Сохранив всех персонажей, Ганн снова дает им, а заодно и нам, зрителям, возможность почувствовать себя одной семьей.


Василий Степанов

Главный редактор журнала «Сеанс»

За этот год от Уэса Андерсона вполне можно было устать. После каннской премьеры масштабного «Города астероидов» уже осенью состоялось венецианское представление нетфликсовского проекта по рассказам Роальда Даля — за «Чудесной историей Генри Шугара» последовали «Лебедь», «Яд» и «Крысолов». Утонченная критика «Город астероидов» если не ошикала, то обснобировала — слишком уж манерный, сложноустроенный, даже тяжеловесный. Люди попроще просто полюбили его за то, что это еще один фильм Уэса Андерсона. Однако, помимо привычных авторских кунштюков (рамочной структуры, абсурдистских ситуаций, кордебалета звезд в ролях карикатурных, словно вырезанных из картона, но обаятельных героев и странного ощущения, что фильм этот является порождением мезальянса «Барби» и «Оппенгеймера»), в «Городе астероидов» обнаруживается еще и стойкий дух той самой современности, от которой прежде хотелось скрыться в фильмах того же самого Андерсона. Да, современность с ее милитаризмом, изоляционизмом и идиотизмом царит в «Городе астероидов» неизбывно. Вежливый инопланетный человечек от нее явно не избавит. Придется справляться своими силами.


Алик Кемалов

Руководитель соцсетей Кинопоиска

Пивасик и дварф-любовник, злая колдунья и платяной шарф, птица-секретарь и гладиаторские бои. Если это перечисление для вас звучит как полный бред — поздравляю, вы пропустили один из самых смешных, легких и добрых фильмов уходящего года. Создателям удалось то, чего не удавалось ни одному большому фэнтези до этого, — вдоволь высмеять все жанровые клише, а также похихикать над собой, окружающим миром и Крисом Пайном. И в этом и есть дух огромной вселенной под названием «Подземелья и драконы». Не стоит ждать, что кто-то будет говорить пафосную речь (а если даже и будет, то сделает это максимально прямолинейно, отчего у вас есть реальный шанс немного описаться от смеха), скорее, главные герои что-то украдут, откуда-то упадут ну или просто нечаянно взорвут половину острова.


Кира Голубева

Старший редактор зарубежного направления медиа Кинопоиска

Страшно представить, что в мире может существовать человек, которому категорически не понравился этот фильм. Александр Пэйн сделал все возможное, чтобы под конец года избавить нас от необходимости анализировать, призвал перестать быть занудами и получать удовольствие от того, как Пол Джаматти называет своего босса раком простаты в человеческом обличии.

Совершенный рождественский фильм о трех израненных душах, застрявших на праздники в маленьком академгородке. Непринужденный разговор о несправедливости, одиночестве, страхах и человеческой суперсиле, которая способна все это преодолеть. Доминик Сесса, играющий подростка Ангуса, — безоговорочно главный дебют этого года.


Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

В своем полувековом уже исследовании безобразий, на которые людей толкают капитализм и безблагодатность, Скорсезе добрался до Оклахомы 1920-х, где, после того как в резервации индейцев осейджей была обнаружена нефть, алчные белые дьяволы стали отбирать у них земли разными способами вплоть до убийств. Дьяволов — коварного скотовладельца и его туповатого племянника — играют Де Ниро и ДиКаприо, два любимых актера Скорсезе, которые впервые встречаются вместе под его началом, и сверкают наперегонки. Эпическое по масштабу (и хронометражу) полотно сделано с иезуитским вниманием к деталям, но ни на минуту не похоже на безжизненную диораму в историческом музее: фильм полон страстей и прежде всего гнева.

Читайте и слушайте «Убийц цветочной луны» в Букмейте! Промокод KINOPOISKMEDIA для новых пользователей.


Никита Демченко

Автор Кинопоиска

Бен Аффлек вернулся в режиссуру с душевной корпоративной драмой о кроссовках, созданных в честь Майкла Джордана. Правда, в центре сюжета здесь не величайший баскетболист, а офисные клерки. Один из из них — мечтатель Сонни (крутейший Мэтт Дэймон), который в течение двух часов убеждает боссов Nike потратить 250 тыс. долларов на сотрудничество с юношей, ни минуты не сыгравшим в NBA.

Динамичных спортивных сцен здесь нет, одни сплошные диалоги, но оторваться от экрана все равно невозможно. У Аффлека получилось не только кино о богатых людях, ставших еще богаче, но и оскаровская (в хорошем смысле) история об умении смотреть вглубь вещей, об андердогах, творящих историю, несмотря на любые препятствия.


Бэтси Исакова

Продюсер подкастов Кинопоиска

Абсурдизм, обрамляющий предельно реалистическую фабулу, — такова формула первого за 9 лет фильма Михаила Местецкого, чей юмор с годами заметно почернел. Кое-что, впрочем, остается без изменений: головы летят и в «Тряпичном союзе», и в «Годе рождения», только вот во втором случае не у памятника Петру, а у живого художника и далеко не в фантазиях. Правда, как будто в фильме 2023 года рождения по-другому и быть не может: «металлогорское чудо» нужно не только небольшому депрессивному городку, но и всем нам, чтобы помнить, что «у любой херни внутри есть музыка». Иначе не бывать приклеенной отвязному панку Сопле (Юра Борисов) голове или заработавшему спустя 20 лет «вандер-элементу» в руках энтузиаста Филиппа (Эльдар Калимулин). Посмотреть эту историю точно стоит ради культовой композиции «Алле, Марина» и отваливающейся от нагромождения экранного безумия челюсти. А потом решить, чего тут больше — балабановщины или магического реализма (хотя финал, кажется, показывает все однозначно).

Смотрите «Год рождения» на Кинопоиске в Плюсе.


Михаил Моркин

Кинокритик и киножурналист

Мегаломанская фрейдистская одиссея о великовозрастном параноике, ипохондрике и девственнике Бо Вассермане, пытающемся добраться до матери-тиранши в другом городе, вызывает панические атаки похлеще, чем «Реинкарнация» и «Солнцестояние». Рядом с трагикомедией Ари Астера тревожные фильмы Чарли Кауфмана об ужасах экзистенции выглядят как уютные «Елки». Смертельно опасные оргазмы, сумасшедшие бездомные, «красочные» самоубийцы, лесная секта театралов, гигантские члены-монстры — эту безумную историю о созависимости о сепарации можно полюбить только на антидепрессантах.

Смотрите «Все страхи Бо» на Кинопоиске в Плюсе.


Полина Самсонова

Редактор соцсетей Кинопоиска

Два гика-гения мечтают объединить телефон и компьютер, но продать эту идею не получается, пока им не предлагает помощь строгий менеджер из корпорации, который знает, как вести дела на рынке. Так рождается BlackBerry — первый в мире смартфон.

Мы видели много байопиков о прорывных изобретениях и больших талантах со сложными характерами, но такой, пожалуй, впервые. Перед нами обычные технари, которые верят в мечту и устраивают просмотры кино по пятницам. От этого особенно интересно и контрастно смотрится на их фоне дисциплинированный менеджер, планирующий встроить их в свои рамки. Но победителя в схватке между мечтой и приземленностью мы не увидим, как и не увидим классической драматургии, в которой за маленьким поражением идет большая победа. Перед нами, скорее, честная история о людях, которых мы понимаем и в стремлении к богатству, и в желании сохранить внутреннего ребенка.

Смотрите «Кто убил BlackBerry» на Кинопоиске в Плюсе.


Павел Пугачёв

Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»

Немногословный мужчина с мрачной биографией и израненной душой ищет искупления посредством спасения человека, об этом не просившего. Нечто подобное было в сценарной и режиссерской фильмографии Пола Шредера не раз и не два, но в «Тихом садовнике» эта сюжетная схема (взятая, кажется, из Достоевского) во всех смыслах расцветает. Фильм принято сравнивать с двумя предыдущими шредеровскими работами — «Дневником пастыря» и «Холодным расчетом», причем в ключе «тут все, конечно, хорошо, но там было круче», однако мудрый автор сам это прекрасно понимает и в некотором роде хочет даже разочаровать зрителя. Самое гуманистическое кино года.

Смотрите «Тихого садовника» на Кинопоиске в Плюсе.


Юлия Шагельман

Кинокритик газеты «Коммерсантъ»

Нехарактерно серьезный фильм Гая Ричи рассказывает о негласном, но нерушимом договоре, заключенном за три года до вывода американских войск из Афганистана; он навсегда повязал сержанта Джона Кинли (Джейк Джилленхол) и афганского переводчика Ахмеда (Дар Салим). Сначала один из них спасает жизнь другому, рискуя своей собственной, потом второй отплачивает тем же. Никакого хулиганского монтажа, жонглирования временными линиями и почти никаких соленых шуток — только суровое мужское братство и чувство долга, выполненного, невзирая на границы, законы, международные договоры или их отсутствие.

Смотрите «Переводчика» на Кинопоиске в Плюсе.


Елена Смолина

Кинокритик, ранее главред российского Empire и заместитель главного редактора GQ

Фильм Кроненберга-сына был глотком свежего воздуха на «Сандэнсе-2023» — фестивале независимого кино, который становится все меньше про эксперимент и все больше про удачные сделки кинематографистов со стриминг-платформами. Но даже вне этого контекста «Бескрайний бассейн» смотрится как абсолютно неконформистское кино, дикое, неровное, ни секунду не осторожное, местами отвратительное. Александр Скарсгард играет писателя в творческом тупике (финансово его поддерживает богатая жена), приехавшего искать вдохновения на морской курорт. Пляжи вымышленной страны Ла Толки выглядят идиллически, если не выходить за пределы отеля. Но вскоре отдых превращается в бодрящее привилегированного белого человека классовое сафари: бедные аборигены тут существуют для того, чтобы богатым гостям было весело, а если веселье зайдет слишком далеко, существует одна дорогая, неофициальная процедура с элементами клонирования… Самый изобретательный и умный хоррор года!


Всеволод Коршунов

Киновед, куратор курса «Практическая кинокритика» в МШК

Аличе Рорвахер создает на экране удивительный, существующий только в ее фильмах мир. Для того чтобы определить стиль «Чудес», «Счастливого Лазаря», «Химеры», критикам пришлось выдумать новый термин — «магический неореализм». Городские окраины, провинциальное захолустье, одиночки-маргиналы, неустроенная жизнь — и непонятно откуда взявшееся волшебство. Оно не пришло из потустороннего мира, оно всегда было на этой земле среди руин и грязи, но только Рорвахер и ее героям дано увидеть ускользающие поэзию и красоту. Протагонист «Химеры» — молодой британский археолог — помогает банде кладоискателей, но на деле ищет не драгоценности, а вход в загробный мир. Он новый Орфей, мечтающий найти свою Эвридику.


Ефим Гугнин

Кинокритик, редактор «Т — Ж»

Миядзаки вернулся после 10-летнего затишья с фильмом — эпилогом своей потрясающей карьеры. «Мальчику и птице» может не хватать поэтизма картины «Ветер крепчает» или увлекательности «Унесенных призраками», зато на месте и авторская чуткость, и умение придумывать броские захватывающие образы. Это вновь кино о войне, об иррациональном, съедающем душу чувстве вины, о ребенке, вынужденном слишком рано повзрослеть. Глубоко личные вопросы изящно переплетаются с общечеловеческими: пока главный герой пытается понять, как жить после потери, сам Миядзаки будто бы размышляет, что делать дальше, если ты уже сделал и «Тоторо», и «Унесенных», и «Ходячий замок», а мир вокруг остался таким же проклятым.


Влад Шуравин

Критик «Т — Ж» и Film.ru

Ироничные ютуберы с канала RackaRacka доросли до полного метра и тут же показали, как должны выглядеть настоящие авторские хорроры. Незамысловатый фильм о спиритизме то и дело балансирует между откровенным китчем с призраками кенгуру, TikTok-эстетикой и ультранасилием в духе опусов Ари Астера. Между делом дуэт еще и размышляет про подростковую наркотическую зависимость — не самую в общем-то популярную проблему для современного жанра.

Смотрите «Два, три, демон, приди!» на Кинопоиске в Плюсе.


Алихан Исрапилов

Автор Film.ru и Cinemaholics

Когда стало известно, что режиссер «Кэрол» Тодд Хейнс снимает фильм об актрисе, которая для подготовки к роли исследует жизнь скандальной героини, казалось, нас ждет бергмановская драма о потере себя и размытии личности. Оказалось, все чуть проще, а одновременно с этим смешнее и трагичнее. «Май декабрь» — многослойное кино: это и своевременная сатира на спорный метод актерского мастерства с отчаянными попытками вжиться в роль, и черная комедия о наивной социопатке, умело конструирующей и меняющей удобный для себя нарратив. Впрочем, в памяти «Май декабрь» оседает как душераздирающая психологическая драма о том, что за громким таблоидным заголовком обычно скрывается комплексная история травмированных людей. В этот раз — о потерянном детстве и запоздалом осознании своей беспомощности. Снять настолько провокационный и смелый, но в то же время зрительский фильм на чувствительную тему груминга с актером из «Ривердэйла» — это впечатляющий подвиг, который украсил не только 2023 год, но и выдающуюся фильмографию Хейнса.


Иллюстрация: Александр Черепанов

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

18 декабря 202331
15 декабря 202342
13 декабря 202317
11 декабря 202329

Главное сегодня

10 мая5
10 мая11
10 мая5
9 мая21
7 мая11
8 мая4
7 мая6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации