На Кинопоиске стала доступна криминальная дорама «Мышь», основанная на реальном преступлении, потрясшем в 2017 году всю Южную Корею. Рассказываем о достоинствах сериала и том, что его роднит с популярными культовыми детективами.
О чем это
Травмированный жизнью и работой детектив Ко Му-чи (Ли Хи-джун) вместе с юным коллегой Чон Ба-рым (Ли Сын-ги) выслеживает «Охотника за головами» — маньяка, на счету которого за год уже восемнадцать жестоко убитых жертв. Паника настолько сильная, что на государственном уровне всерьез обсуждают возможность выявления гена психопатии, чтобы обезвредить зло на стадии эмбриона. Ко Му-чи и сам в детстве стал свидетелем страшного инцидента, но справился со своими демонами, а Чон Ба-рым уверен, что докопаться до истины психопатического поведения можно научным путем.
Сериал основан на реальной истории: шесть лет назад к 20 годам колонии была приговорена 17-летняя студентка, убившая и расчленившая 8-летнюю девочку, а 18-летняя сообщница получила пожизненный срок. Когда мать погибшего ребенка спросила обвиняемую, раскаивается ли она, виновная ответила: «Мне жаль, что в такую хорошую погоду я не могу видеть, как цветут вишни». В сериале же сценаристы фантазируют, как вели бы себя психопаты, если бы чувствовали вину за содеянное.
Идея вычислять ген психопатии еще на стадии эмбриона тоже имеет научное объяснение: у реального прототипа-убийцы действительно был такой геном. Его особенность заключается в отсутствии зеркального нейрона, то есть психопаты не могут воспринимать боль других и чувствовать вину, сострадание или сожаление. Это исключает возможность раскаяния, которого так ждут семьи погибших. Му-чи не просто так оказывается свидетелем: его герой становится антиподом научной теории о том, что ребенку достаточно оказаться вовлеченным в болезненную сцену насилия, чтобы в дальнейшем использовать те же методы.
Кто это сделал
В режиссерском кресле — Чхве Джун-бэ, отточивший мастерство на интригующих дорамах с характерными для детективов твистами в драматичных «Подойди и обними меня» и «Убийстве в Ханыльджэ», в аляпистом «Похититель: Хранитель сокровищ», а закрепил в продолжении «Мыши» — мини-сериале с устрашающей приставкой «Хищник» в названии. Помогал ему в создании Кан Чхор-у, фильмография которого, наоборот, состоит в основном из романтических дорам: «Мой тайный роман», «Так я женился на антифанатке», «Романтический остров».
Как это выглядит
Стильно и по классике. Если вы уже смотрели дорамы, то знаете характерные для них слегка замыленное визуальное решение и отсутствие режущих глаза цветов. «Мышь» не исключение, разве что вместо пастельных романтических тонов здесь почти монохром — зеленые и серые оттенки смешиваются в грязное марево. Вероятно, из-за такой цветовой гаммы и неприкрытой жестокости иногда создается ощущение причастности к созданию сериала Дэвида Финчера: вот крупный кадр на эмоциональный срыв героя, а вот — наблюдение за деталями с места происшествия.
Сериал снят одной камерой, из-за чего у зрителя постоянное ощущение замкнутого пространства. Чем дольше вы фокусируетесь на происходящем на экране, тем глубже выстраиваются чертоги разума и быстрее работает дедуктивный метод. Когда загадочный убийца в брезентовом капюшоне прячется под дождем в поле с высокой травой, видно вдохновение «Воспоминаниями об убийстве» Пон Джун-хо, так же и когда два детектива начинают спорить о методах друг друга. Говоря о разногласиях двух следователей, прослеживается схожесть с «Настоящим детективом», где одного героя тоже потрепало жизнью, а второй пытается решить проблему уже знакомыми ему методами.
Почему стоит смотреть
Корейские дорамы нечасто заставляют вжаться в кресло от страха, но вот задуматься о смысле жизни вынуждают. «Мышь» гораздо многослойнее, чем просто история одного психопатичного убийцы и двух маниакальных полицейских. Погони, подставы и подозрения — все основные составляющие детектива присутствуют, но умеренно. Для тех, кто предпочитает бодрый темп повествования и перестрелки, шоу может показаться слишком спокойным. Однако если вы давно не думали о мирской несправедливости и людской безнаказанности, сериал как раз подкинет пищу для размышлений.
Здесь переплетаются и вопросы влияния государства на жизнь социума, и вторжение в личное пространство — насколько серьезны рассуждения об убийстве эмбриона, если у него найдется ген психопатии? Можем ли мы быть уверены в адекватности самих стражей порядка и оправдывать детей, даже если они кого-то убили? И является ли смягчающим обстоятельством проявивший себя ген психопатии? Герои пытаются найти золотую середину между гуманизмом и справедливостью, а убийцы не могут оправдаться тяжелым взрослением, как это часто происходит. Некоторые критики уличали сериал в излишней романтике, якобы концовка получилась больше подходящей для мыльной оперы. Однако создатели явно не ставили главной задачей показать ужасы самого убийства и сместили акцент на человечность, точнее, на попытки ее сохранить. Сегодня об этом особенно важно говорить.
Автор: Ная Гусева