100 великих игр: места 3–1

Обсудить0

Представители видеоигровой индустрии и кинокритики, игровые журналисты и блогеры, звезды и просто геймеры — мы опросили почти 150 человек, чтобы выбрать 100 величайших игр в истории.

Это новый спецпроект Кинопоиска в рамках развития игровой рубрики медиа. На протяжении нескольких месяцев мы опрашивали респондентов, которые должны были назвать свой топ-10 тайтлов. А некоторых из них мы попросили рассказать подробнее о своем выборе.

Мы публикуем получившийся топ-100 в течение полутора недель по частям. В финале спецпроекта мы поделимся личными топ-10 от каждого участника голосования.

Другие части топ-100

3

Red Dead Redemption 2 (2018)

Action-adventure, шутер от третьего лица

Марат Шабаев

Кинокритик, куратор игрового направления Кинопоиска

Кажется, нет ничего удивительного в том, что такое высокое место в топе Кинопоиска заняла Red Dead Redemption 2: в конце концов, вестерн — это самый кинематографичный жанр, а конкретно RDR 2 — самый кинематографичный вестерн. Причем Rockstar удалось невероятное: у братьев Хаузер и других создателей игры получился не просто ностальгический, постмодернистский или любой другой хитрый вариант жанра (привет ревизионисту Тарантино), а самый что ни на есть концентрированный, сермяжный и хлесткий вестерн.

Это эпическое произведение о том, как взрослела страна по имени Соединенные Штаты Америки; после эпохи вседозволенности приходило время законников, а монополия на насилие переходила в руки государству, которое выдирало это самое право из холодеющих рук авантюристов и сорвиголов. Это грустная сказка о том, как Запад перестал быть Диким, а фронтир — важная мифологема американской культуры — постепенно застраивался и обживался. И все это мы наблюдаем на примере отдельной взятой банды Датча ван дер Линде и конкретно Артура Моргана, чье постепенное угасание кажется тоже символическим (за каждым преступлением обязательно следует наказание). С такой же любовью и болью Дикий Запад описывал Кормак Маккарти в «Кровавом меридиане». Только если эпический роман-вестерн посвящен фронтиру времен анархии и хаоса, то RDR 2 запечатлевает его лебединую песнь. Вместе с поездом и электричеством сюда несется цивилизация, сметающая все на своем пути.

Причем по части размаха (он выражается и в режиссуре, и в сценарии, и в актерской игре) RDR 2 — уникальное аудиовизуальное произведение. Кажется, в последний раз такую же эпическую историю об Америке-на-костях рассказывал Мартин Скорсезе в «Бандах Нью-Йорка», а последним размашистым вестерном был «Танцующий с волками» Кевина Костнера. Творение Rockstar не стыдно поставить с ними в один ряд, равно как и рекомендовать тем, кто ищет в видеоиграх продакшен уровня HBO. Кажется, это мог быть сериал на несколько сезонов, но это видеоигра, и это важно. Своими руками игрок выбивает медяки из безнадежных должников, стреляет в аллигаторов на окраине Сен-Дени, удит форель и накидывает лассо на разыскиваемых преступников — в общем, становится Артуром Морганом, свидетелем смены эпох и предпоследним разбойником Дикого Запада.

2

The Witcher 3: Wild Hunt (2015)

Action-RPG

Максим Иванов

Шеф редактор поп-культуры в «Тинькофф Журнале», ведущий подкаста «Не занесли»

Цири может быть на Скеллиге, а может быть в Велене или Новиграде. Но «Дикая охота» совершенно точно была, есть и будет в сердцах.

Третий «Ведьмак» еще в момент выхода стал институцией и за считаные месяцы перерос самого себя. В России это одна из немногих игр с народным статусом, которые можно обсудить плюс-минус с кем угодно вне зависимости от интересов, возраста и воспитания. Разумеется, дело и в славянском фольклоре с бесноватыми прибожками, лешими, полуденницами, и в самих героях, которые разговаривают матерными анекдотами. Присказки господина Ведьмака и его друзей давно ушли в народ: и про «моржового хера» Ламберта, и про необходимость как-нибудь да научиться. «Зараза» и «Вот холера» произносятся с придыханием, в подражание Всеволоду Кузнецову, голосу Геральта из российской версии игры. В кино Кузнецов озвучивал Нео, Волан-де-Морта, Итана Ханта и Кота в сапогах. Но запомнится, скорее всего, как Ведьмак из Ривии.

Впрочем, меметичность — лишь полдела. Третий «Ведьмак» — это еще и невероятная по продакшену игра. Приключения находят тебя сами, даже если отправляешься на поиски украденной сковородки. Тут можно взять рутинный контракт по охоте на монстров и на час увязнуть в маленькой драме. Или постоять в банковских очередях и погрозить кулаком бюрократам. А можно пойти по основному сюжету и выплакать все глаза над трагедией Кровавого Барона. Это, кстати, редкий случай, когда отдельная цепочка квестов становится золотым стандартом нарратива в RPG.

«Дикая охота» — в целом игра жанра «сделайте как у них». Вот только «как у них» мало у кого получается, ведь это практически невоспроизводимая история. Судите сами: третий «Ведьмак» не стал прорывной игрой с открытым миром. Его не назвать самой нелинейной RPG на свете. Да и о ролевом отыгрыше речи не идет: Геральт он и есть Геральт, какие бы ответы в диалогах вы ни выбирали.

«Дикая охота» стала легендарной благодаря упорному ручному труду и отказу от штамповки. Второстепенные задания написаны, срежиссированы и озвучены на уровне основного квеста. Это игра без филлеров, которой можно доверить два часа свободного времени и гарантированно не пожалеть о выборе. Да что уж там, доверить можно и все триста. Причем, в отличие от многих игр с открытым миром, вы точно вспомните, чем все это время занимались.

1

Half-Life 2 (2004)

Шутер

Вадим Елистратов

Главред Кинопоиска, экс-главред DTF и ведущий «Горящего бензовоза»

Half-Life 2 на первом месте такого топа — одновременно банальность и неизбежность. Трудно представить другую игру, которая была бы настолько же доступной, универсально любимой и неоспоримо прорывной (правда, надо отдать должное и первой части).

Как и все действительно великие интерактивные произведения, Half-Life 2 рождалась в мучениях: тут и скандальный перенос даты релиза, и утечка исходного кода, и дефицит веры от издателя и самих разработчиков. Но у Valve все получилось. Да так получилось, что игра до сих пор во многом остается стандартом для индустрии.

Осенью 2004 года миллионы игроков по всему миру откинулись в своих креслах, рассмеялись и подумали: «Вау, теперь все игры будут вот такими или даже круче!» Но это была ошибка. Индустрия начала догонять и местами перегонять Valve только спустя много лет. Даже некоторым современным играм до сих пор не удается то, что у разработчиков HL2 получалось с обманчивой легкостью.

В момент выхода Half-Life 2 ощущалась игрой, подаренной нам пришельцами из будущего. В ней не было ни одной технологии ради технологии. Например, на тот момент физическая модель Havok уже использовалась в ряде других игр, но в руках Valve она как будто проскочила несколько десятков итераций и сразу же стала безупречно работать на геймплей.

То же самое и с режиссурой игр от первого лица. Valve так хотела рассказать свою историю, ни разу не оторвав игрока от перспективы главного героя — молчаливого Гордона Фримена, что мимоходом изобрела множество приемов постановки, без которых почти невозможно представить ни один современный релиз в схожем жанре. Half-Life 2 наглядно показала разработчикам по всему миру, как можно рассказывать увлекательную кинематографическую историю, не жертвуя геймплеем и агентностью, никогда не забирая у игрока контроль.

Но, если задуматься, эта игра будоражит умы миллионов спустя 20 лет не только из-за своего качества. Не из-за идеальной реализации концепции немого протагониста, который сливался с самим игроком. Не из-за яркой антиутопии, которую Valve нарисовала вместе с художником Виктором Антоновым. Не из-за безупречного темпа. Half-Life 2 все еще актуальна потому, что ее история так и не закончилась. Да, Half-Life: Alyx ответила на несколько важных вопросов, но, тем не менее, мы до сих пор не знаем, как Гордон и Аликс выберутся из передряги, в которой оказались.

Поэтому, если Valve анонсирует Half-Life 3, нам придется продать бабушку и сдать кошку в ломбард, лишь бы не пропустить продолжение истории.

«Кинопоиск | Игры» в Telegram

Главное из мира игр в одном месте


Иллюстрации: Александр Черепанов

Омар Хайям заключает сделку с будущим основателем ордена убийц. Величественная сага о борьбе за власть
В главных ролях:Карим Абдель Азиз, Фати Абдель Вахаб, Мирна Нур Эль Дин, Ахмед Эйд, Ислам Джамал, Николас Муавад, Самми Шейк
Режиссер:Питер Мими, Ахмед Джамал
Смотрите по подписке

Смотрите также

Главное сегодня

Вчера5
Вчера3
Вчера10
18 мая5
18 мая11
18 мая2
18 мая2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации