Как квир-контент стал частью массового телевидения и перестал быть квиром

Текст не предназначен для читателей младше 18 лет.

Квир-персонажи появились на экране практически сразу после возникновения формата полнометражных фильмов, но только век спустя они стали восприниматься режиссерами и зрителями как самые обычные киногерои. Или не стали? Об эволюции и метаморфозах ЛГБТК-контента в кино — от немых хорроров до стриминга наших дней — рассказывает Дмитрий Лягин.

Дмитрий Лягин

Культурный обозреватель, автор Telegram-канала о современной квир-литературе и хорроре Pal o’ Me Heart

Предыстория: квир-вампиры и Марлен Дитрих

Разговор об эволюции квир-сериалов невозможно начать без нескольких слов о развитии квира в кинематографе вообще. В переводе с английского слово «квир» («queer») означает «странный», «экстравагантный», и изначально оно было оскорблением, но сейчас термин часто используется для обозначения ЛГБТ-людей и к тому же несет дополнительный социально-политический подтекст.

«Михаэля»
«Носферату, симфония ужаса»

Квир-персонажи сопровождали кинематограф практически с самого зарождения: одним из первых ЛГБТ-фильмов считают «Михаэля» Теодора Дрейера 1924 года о любви, вспыхнувшей между художником и натурщиком. Любовная связь двух женщин впервые была показана на киноэкране в 1930-м в «Марокко» Джозефа фон Штернберга с Марлен Дитрих. Гомоэротическое напряжение нередко чувствуется и в ранних хоррорах, особенно про вампиров — «Носферату, симфония ужаса» (1922, Фридрих Мурнау) и «Дракула» (1931, Тод Браунинг); кинорежиссерам часто легче было говорить об инаковости не напрямую, а через остранение, через категорию ужасного (в сегодняшнем сериальном ребуте «Интервью с вампиром», к которому мы еще вернемся ниже, гей-линия уже прочерчена четко и внятно).

Эти первые фильмы рассказывали лишь о чувствах героев и не касались темы бытовой гомофобии и преследования на законодательном уровне. Вплоть до 1970-х годов у квир-персонажей в кино было всего два амплуа — карикатурный шут или злодей с трагическим финалом.

Первые голоса: «Стоунволл», Уильям Фридкин и трагедия ВИЧ

Стоунволльские бунты 1969 года (столкновение посетителей нью-йоркского бара Stonewall с полицией и последующие демонстрации против полицейского произвола) способствовали началу разговора о правах квир-сообщества, в том числе и в кино. Так, в США в 1970-м выходят «Оркестранты» (The Boys in the Band) Уильяма Фридкина — эмоционально насыщенная хроника одной вечеринки, которую устраивает группа геев; в их разговорах, исповедях, ссорах и шутках поднимается весь комплекс проблем, связанных с положением гомосексуалов в американском обществе. В 1975-м появляется «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (The Rocky Horror Picture Show), карнавальный квир-мюзикл, пародирующий фильмы ужасов. Тут иным, до паралича пугающим стрейт-пару молодых американцев, становятся демонстративная андрогинность и чрезмерная (би)сексуальность заглавного персонажа, одетого и накрашенного как глэм-рокер.

«Шоу ужасов Рокки Хоррора»
«Оркестранты»

В Англии декриминализации гомосексуальности, случившейся в 1967-м, предшествовали фильмы, прямо или косвенно осуждающие дискриминацию геев. Самый показательный пример — триллер «Жертва» с Дирком Богардом, сюжет которого развивается вокруг случаев шантажа геев группой неизвестных. Богард, безусловно положительный герой, играет успешного адвоката-бисексуала, который ведет, рискуя всем, расследование смерти своего экс-любовника. В фильме звучат программные монологи против дискриминации геев, которые, что важно, произносят полицейские. Следующей важной картиной на гей-тему стали ультрареалистичные, снятые почти в документальной манере «Ночные ястребы» (1978) Рона Пека, рассказывающие о преподавателе-гее, который вынужден прямо отвечать на вопросы любопытных школьников о гомосексуальности.

В 1980-х эпидемия ВИЧ, усилившая стигматизацию гомосексуалов, подталкивает представителей ЛГБТ-сообщества активнее снимать кино о самих себе. Сперва яростные требования равных прав (в том числе и на жизнь, которой угрожает игнорируемая властями эпидемия) начинают звучать в андерграунде, в среде нью-йоркских художников, фотографов и трансгрессивных режиссеров. Так или иначе, этих тем в своих работах и манифестах касаются Кит Харинг, Дэвид Войнарович, Норман Рене, Роб Эпштейн и Джеффри Фридман. Вскоре о собственном опыте проживания травмы, борьбы со стигмой и утраты близких в эпидемию начинают снимать артхаусные режиссеры, а там разговор подхватывает и мейнстрим, использующий, по наблюдению Сьюзен Зонтаг («СПИД и его метафоры», 1989), те же слова и образы, что и в милитаристском нарративе: борьба, победа и неизбежные лишения, которые надо превозмочь в этой борьбе.

«Лиана»
«Филадельфия»

В 1983 году выходит «Лиана» Джона Сейлза об эмансипации молодой лесбиянки, а в 1984-м — документальная картина «Времена Харви Милка» о гомосексуальном политике из Сан-Франциско (его игровой байопик с Шоном Пенном в главной роли снимут только в 2008-м. Наконец, телефильм «Ранний мороз» (1985) о столкновении преуспевающего адвоката со своим страшным диагнозом и «Филадельфия» (1993) с Томом Хэнксом в роли умирающего от СПИДа гомосексуала привлекли к этой теме общенациональное внимание.

Взрыв: new queer cinema и «Близкие друзья»

В 1990-х годах в американском кинематографе выделилась группа независимых режиссеров, снимавших об ЛГБТ-людях. Так называемое new queer cinema стало выражением протеста против гетеронормативного мейнстрима, то есть того, где единственной нормой считается гетеросексуальность. Эти фильмы — например, «Мой личный штат Айдахо» Гаса Ван Сента, «Оголенный провод» Грегга Араки и «Хедвиг и злосчастный дюйм» Джона Кэмерона Митчелла — были, по сути, политическими манифестами. Они открыто говорили о проблемах комьюнити, в том числе проблемах принятия и каминг-аута, и показывали, как устроена повседневная реальность маргинализированной части американского общества.

«Мой личный штат Айдахо»
«Уилл и Грейс»

В 1990-е годы квир-персонажи стали появляться также и на телевидении. В 1997 году заглавная героиня сериала «Эллен» вслед за игравшей ее Эллен ДеДженерес совершила каминг-аут; этот эпизод вошел в историю медиа. Год спустя на канале NBC начал выходить своеобразный ответ ситкому «Друзья» — крайне популярный сериал «Уилл и Грейс» про четырех приятелей, двое из которых — геи. Квир-персонаж появился и в «Баффи — истребительница вампиров»: в четвертом сезоне подруга Баффи, Уиллоу, завязывает отношения с другой ведьмой.

Взрывной рост сериалов с квир-героями происходит в нулевые. В Queer As Folk («Близкие друзья» в российском переводе) — американском ремейке британского сериала — откровенно показана жизнь городских геев: работа, клубы, друзья, отношения. Шоу стало прорывным для своего времени; впервые долгоиграющий сериал на американском телевидении был адресован квир-аудитории, а «обычного американца», наоборот, ставил в позицию стороннего наблюдателя, Другого. Queer As Folk открыл дорогу другим проектам, показав, что жизнь квир-сообщества может быть интересной и понятной «широкому зрителю». The L Word («Секс в другом городе») рассказывал о жизни группы подруг-лесбиянок. В телевизионном проекте Queer Eye for the Straight Guy («Натурал глазами гея») пятеро геев-специалистов стиля и моды улучшали жизнь простых американцев, а заодно занимались репрезентацией сообщества и наведением мостов. В 2009 году стартовало реалити-шоу «Королевские гонки РуПола», где дрэг-артисты борются за приз и звание лучшей королевы; начавшись как проект для своих, за годы шоу разрослось до международной франшизы и стало феноменом массовой культуры.

«Близкие друзья»
«Секс в другом городе»

Все эти шоу произвели революцию на телевидении, повысив узнаваемость ЛГБТ и бросив вызов стереотипам. Без демонизации, без осмеяния телевизионные геи и лесбиянки девяностых и нулевых вошли в культуру мейнстрима. Однако и новая стратегия нормализации («гейстриминга») оказалась проблематичной: она ставила в привилегированное положение узкий сегмент сообщества (белых геев и лесбиянок), упускала из виду структурные проблемы (бытовая гомофобия, неравенство в правах, официально принятая в американской армии во времена Клинтона политика «не спрашивай — не говори») и зачастую, способствуя ассимиляции и нормализации ЛГБТ+, стирала самобытность персонажей, ту самую квирность.

После того как в 2009 году закончился «Секс в другом городе», квир-шоу на несколько лет будто исчезли из поля зрения. Геи снова появлялись в сериалах наподобие Modern Family («Американская семейка») или «Хора» Райана Мёрфи, где как квир-персонажи, так и персонажи с инвалидностью были гармонично инкорпорированы в повествование о буднях школьного хора. Однако такие герои зачастую оказывались стереотипными и упрощенными для лучшего восприятия гетеросексуальной аудиторией.

«Хор»
«Оранжевый — хит сезона»

Поток новых интересных сериалов, получивших одобрение критиков, начался примерно с 2013-го. Это и «Оранжевый — хит сезона» про женскую тюрьму, и удивительно откровенные «Фостеры» про многонациональную семью с двумя мамами. «Поза» Райана Мёрфи рассказывала о культуре дрэг-балов в Нью-Йорке 1980-х, а «Грейс и Фрэнки» — о двух богатых подругах, мужья которых влюбились друг в друга. Каждое новое шоу снимало все больше социальных табу, бросая вызов обывательским представлениям о том, что проблемы ЛГБТ+-сообщества — это частные проблемы маргинализированной белой бедноты.

После квира: нормализация, взросление и классовые вопросы

Провозвестником новой эпохи постгей и постквира стал сериал HBO «В поиске» про трех друзей-гомосексуалов в современном Сан-Франциско. Это вовсе не обновленная версия «Близких друзей», хотя и там, и там рассказывается о жизни группы геев: свидания, клубы, секс на одну ночь и отношения, проблема стигматизации людей с ВИЧ. Однако оптика «В поиске» радикально иная, начиная со стилистики (клиповый монтаж в «Близких друзьях» и длительные, с минимальными эффектами, сцены близости во «В поиске») и заканчивая основными темами. «В поиске» начисто лишен комедийной составляющей — наоборот, он серьезен до исповедальности; камера вплотную приближается к лицам актеров, снимая интимные сцены и оттенки переживания персонажей честно, с минимумом эффектов и в нежном приглушенном свете. Главной проблемой в отношениях героев становятся не вопросы внешности или соответствия моде, а расовые и классовые коллизии.

«В поиске»

«В поиске» меньше озабочен определением гей-культуры и больше сосредоточен на ее вписывании в контекст посткризисного мира и технологически бурно развивающегося Сан-Франциско. Вопросы самоидентификации, каминг-аута оказались разрешены и уже мало занимают и его героев, и персонажей других квир-сериалов современности. Чаще их волнует другое: кризис отношений, ментальные проблемы, старение, утрата близких. Подчеркивание инаковости сменилось утверждением универсальности — трудности, с которыми сталкиваются эти герои, знакомы и понятны и не-квир-зрителю.

Например, в перезапуске «Близких друзей» 2022 года герои переживают коллективную травму после шутинга в ночном клубе. В сериале Special («Особенный») писатель и комик Райан О’Коннелл показывает трудности жизни гомосексуального парня с церебральным параличом в мире, лишенном гомофобии, но полном эйблизма. Недавний нетфликсовский сериал Uncoupled («Без пары») исследует переживания одинокого сорокалетнего мужчины, который после расставания с партнером оказался выброшен в мир современных дейтинговых приложений, где возраст имеет большое значение.

«Особенный»
«Интервью с вампиром»

Герои перезапущенных «Городских историй» (три мини-сериала Tales of the City 1993–2001 годов были экранизацией культовой серии книг Амистеда Мопина) участвуют в жизни большого сообщества, развивая максиму «семья — это те, кого мы считаем семьей». А новая телеэкранизация романа Энн Райс «Интервью с вампиром» вообще фокусируется на вечном одиночестве бессмертных существ, а не на их квирности (при этом тут она показана с откровенностью литературного первоисточника, довольно сильно приглушенной в фильме 1994 года). В категорию постквира попадает и очередной пересказ истории серийного убийцы Джеффри Дамера «Монстр»: Дамер занят не поиском своей идентичности, а собственно убийствами; правда, люди из квир-сообщества такой репрезентации оказались не рады, и Netflix пришлось убрать у сериала тег LGBTQ).

Такие же изменения происходят и с полнометражными фильмами. В недавно вышедшем в американский прокат ромкоме Билли Айкнера «Дружки» двое вполне самодостаточных и состоявшихся мужчин пытаются решиться на отношения. А «Мой полицейский», который скоро выйдет на Amazon Prime — драма с Гарри Стайлсом по роману Бетан Робертс о любовном треугольнике, составленном двумя мужчинами и женой одного из них, — оказывается трагической историей женщины, обманом попавшей в ловушку брака без любви (дело происходит в Британии середины XX века).

И снова квир: новый контент для нового поколения

Вместе с условно взрослыми сериалами появляется больше проектов, целевая аудитория которых — зрители, для кого вопросы самоидентификации, интеграции в ЛГБТ+-коммьюнити и мир вообще довольно актуальны. Локомотивом таких шоу оказался крайне популярный нетфликсовский сериал «Сексуальное просвещение» о школьниках, исследующих свою сексуальность, но стесняющихся спросить о ней у взрослых. Тему эту подхватили в столь же радикально откровенном ключе «Эйфория» и испанская «Элита».

«Сексуальное просвещение»
«Эйфория»

На другом полюсе откровенности — приглушенном, нежных пастельных тонов — оказалось два сериала про первую влюбленность и принятие своей сексуальности. «С любовью, Виктор» — своеобразное продолжение ромкома 2018 года «С любовью, Саймон», с героями из той же школы, в которой учился Саймон. «Трепет сердца» — экранизация популярных комиксов об отношениях двух школьников и их друзей. Где-то между нежностью и откровенностью расположились и два других young-adult-проекта — шведский сериал о школьнике-принце «Молодые монархи» и «Первое убийство» про влюбившихся друг в друга девочек-вампирш. Так сериалы для молодой аудитории на новом витке продолжают тот же разговор, что и фильмы взрослой новой квир-волны девяностых-нулевых — об осознании своей инаковости, построении крепких личных границ и обретении силы в сообществе друзей.

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

Сегодня0
25 июля 2022
25 октября 20228
24 октября 20225

Главное сегодня

Сегодня29
час назад0
26 апреля1
10 мая8
Сегодня0
Сегодня1
Сегодня0
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к некоторым материалам остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.