Как создатели «Остаться в живых» обманули всех

Обсудить0

Шесть сезонов приключений пассажиров рейса 815 были великим надувательством. Шоураннеры обвели вокруг пальца всех — продюсеров, журналистов и зрителей. Это циклопическое нагромождение тайн и загадок открыло на ТВ эпоху погони за ответами и уликами и так и не получило разгадки. Но обманываться им были счастливы миллионы.

Разбирая случай «Остаться в живых», запутанного сериала о пассажирах самолета, который рухнул на таинственный остров в Тихом океане, приходится признать: все отдельные его элементы успешно использовались в телепроизводстве и прежде. Флешбэки — еще в начале 1970-х в «Кунг-фу». Романная форма со множеством относительно главных персонажей была отработана «Прослушкой». А концепция оригинальной мифологии, постепенно разворачивающейся перед изумленным зрителем от сезона к сезону, с переменным успехом использовалась «Секретными материалами». Но никогда прежде эти компоненты не собирали в одну настолько эффективную машину саспенса.

Кроме того, шоураннеры «Остаться в живых» совершили настоящую революцию общения с фанатами, предложив новую модель работы с фан-базой, которой сейчас пользуются почти все: они лично, не скрываясь за пиарщиками, общались со зрителями, развлекали и не бросали их в межсезонье, чутко реагировали на фидбэк в реальном времени. Правда, пережившие последний сезон зрители вспоминают в связи с «Лост» вовсе не регулярный подкаст шоураннеров, а чувство жесточайшей фрустрации, обиды и разочарования, наступившее после финала. Создатели сериала жестоко обманули аудиторию, ждавшую конкретных ответов на конкретные вопросы, а вовсе не поучительную сказку о пробке, сдерживающей все абстрактное зло мира, и двух бессмертных властителях судеб.

Впрочем, дезинформация была главным оружием идеологов сериала на протяжении всей его шестилетней истории.

Мистификация первая: в титрах

Одним из сценаристов пилота «Остаться в живых», равно как и создателем сериала, значится Джеффри Либер. Однако первый эпизод сериала снимался по сценарию, написанному Джей Джей Абрамсом и Дэймоном Линделофом. Их к работе привлек Ллойд Браун, президент ABC в 2002—2004 годах, решительно забраковавший черновик, сочиненный Либером под явным влиянием «Повелителя мух». Либер через суд добился упоминания в титрах в качестве создателя сериала вместе с Линделофом и Абрамсом и получал 60% от отчислений, положенных авторам идеи (остальным доставалось по 20%).

А вот сам Браун в титрах не упомянут, хотя именно он предложил на совещании топ-менеджеров идею сериала про крушение на острове, указав в качестве ориентира фильм «Изгой» с Томом Хэнксом. Владеющая каналом ABC компания Disney была недовольна рейтингами, и Браун, зная, что его дни тут сочтены (он и правда был уволен еще до премьеры «Остаться в живых»), напоследок одобрил съемки пилота с колоссальным бюджетом в диапазоне 10—14 млн долларов. Пытаясь восстановить справедливость, Джей Джей Абрамс через месяц после увольнения Брауна пригласил его в студию записать фразу, которая регулярно звучала с экрана в течение шести лет: «Previously on Lost» («В предыдущих сериях»).

Еще один миф связан с фигурой Абрамса. Почему-то принято считать, что именно он тут все и придумал. На самом деле настоящие родители и творцы сериала — Дэймон Линделоф и пришедший на смену Абрамсу Карлтон Кьюз. Да, Джей Джей Абрамс сыграл ключевую роль в создании сериала, придумал концепцию и минималистичную заставку, помог проекту пройти бюрократический лабиринт; он написал сценарий и стал режиссером первого эпизода. Но еще до премьеры «Остаться в живых» Абрамса позвали заняться франшизой «Миссия невыполнима», и по ходу первого сезона ему стало ясно, что совмещать оба проекта он не сможет. Абрамс ненадолго вернулся к «Лост», чтобы написать сценарий для первой серии третьего сезона, но дальше он смотрел оставшиеся серии вместе с простыми зрителями, по телевизору.

Мистификация вторая: в корпоративных документах

За четыре месяца до премьеры Абрамс и Линделоф предоставили начальству документ, который писали параллельно со съемками пилота. Он объяснял концепцию и архитектуру сериала, но в реальности лишь процентов десять из всего этого воплотилось в шоу. Сценаристы обещали, что «Остаться в живых» будет состоять из отдельных, самостоятельных глав-эпизодов, почти не связанных единым сюжетом, у всего происходящего на экране будет научное объяснение, а секрет невидимого монстра, пугающего выживших пассажиров на острове, будет раскрыт через пару недель. Также Абрамс и Линделоф убеждали руководство канала в том, что сериал сможет часто менять жанр и не будет находиться в нише sci-fi. Научной фантастики на ABC боялись, как огня, предпочитая что-то более общедоступное вроде медицинских или криминальных шоу.

Премьера «Остаться в живых» состоялась 22 сентября 2004 года. Кстати, согласно сюжету крушение рейса 815 произошло в ту же дату. Дорогущий пилот, снятый на гавайском острове Оаху, посмотрело больше 18 миллионов человек, и весь первый сезон рейтинги оставались на этом же беспрецедентном для ABC уровне. А когда дата премьеры последнего сезона совпала с предполагаемой датой ежегодного послания президента США «О положении в стране», уступить пришлось президенту.

Эти цифры оправдывали все закулисные махинации. Оправдывали они и запредельный бюджет, заметная часть которого пошла на покупку списанного самолета Loсkheed, его разбор и доставку морем на остров, где он изображал обломки рейса 815. Впрочем, через несколько лет разговоры о рекордном бюджете «Остаться в живых» поутихли. Вышедший в 2010 году пилот «Подпольной империи» обошелся каналу HBO еще дороже, в 18 млн долларов.

Мистификация третья: на экране

«Остаться в живых» первые годы здорово маскировался под приключенческую драму с вкраплениями мистических элементов. Маскировке способствовало то, что премьера состоялась во время расцвета реалити-шоу про выживание на далеких островах — франшизы Survivor (в России известна под названием «Последний герой»; символично, что российское название Lost взято из песни группы «Би-2», написанной для заставки «Героя»). Стилизация под Survivor действительно имелась в виду при разработке сериала, но формат реалити-шоу априори исключал что-то фантастическое.

Кадр из реалити-шоу «Последний герой»Кадр из реалити-шоу «Последний герой»

И вот, когда зрители окончательно попались на крючок, маски были сброшены. Персонажи начали видеть будущее и говорить с мертвыми; невидимый монстр оказался облаком разумного дыма огромной разрушительной силы; начались, в конце концов, путешествия во времени. К четвертому сезону было бесполезно скрывать, что сериал относится к научно-фантастическому спектру, а в финале история шагнула в область фэнтези. Если сначала зрители следили за поиском провизии и питьевой воды, то к концу сюжет двигало буквальное противостояние аватаров добра и зла.

Это была не совсем мистификация. Хотя в основном идеологию и атмосферу сериала продумывали заранее, многие элементы сочинялись по ходу работы, да и состав сценарной комнаты за годы часто менялся. Впечатляющее эссе одного из сценаристов первого сезона, Хавьера Грилло, посвященное началу работы (копию можно найти здесь), свидетельствует о том, что «Остаться в живых» в равной степени был результатом трезвого расчета и лихой импровизации. Скажем, образ знаменитого люка в земле был придуман до сюжета про жильца подземной лаборатории, спасающего за этим люком мир, но и сюжет этот сценаристы сочинили задолго до старта второго сезона, где этот персонаж дебютирует.

Судя по рейтингам, через три года ощутимый кусок аудитории «Остаться в живых» отвалился, отчаявшись дождаться ответов или научного обоснования происходящему. Но те, кто остался, наслаждались головокружительным путешествием. Многие из лоялистов остались недовольны финалом: никто так и не объяснил им, откуда на острове взялись белые медведи, кем на самом деле является его бессмертный и вездесущий хранитель Джейкоб и почему остров вообще путешествует во времени и пространстве так, что на него почти невозможно вернуться, единожды покинув. Разгадка многих тайн шоу так и осталась работой интернет-теоретиков — создатели безмолвствовали.

Теорий про сериал действительно было создано колоссальное множество. Основывались они в основном на разборе стоп-кадров из сериала и скрупулезном анализе реплик и звуковых эффектов. К примеру, в сюжете постоянно присутствует мистический шепот. Разобрать, что он говорит, можно было, только методично препарируя эпизоды на DVD/BR, выключая отдельные звуковые дорожки.

Найденные улики систематизировали в «Лостпедии» — фанатской энциклопедии, построенной по Вики-принципу. Сегодня фанатская Вики-энциклопедия — общее место, и плох тот сериал, у которого ее нет, но в 2005 году существование и размах «Лостпедии» поражали воображение и, очевидно, стали вдохновением для других фандомов.

«Лостопедия» — лишь одно из проявлений симбиоза фанатов и создателей сериала, которые старательно заигрывали с аудиторией. Пилотный эпизод показали на Comic-Con в Сан-Диего еще до премьеры, в перерывах между сезонами запускали онлайновые квесты со сложными головоломками, выпускали мини-ролики для мобильных телефонов, а начиная со второго сезона «Лост» сопровождался подкастом самих шоураннеров. Сегодня так продвигают многие жанровые фильмы и сериалы — телешоу Talking Dead, прилагающееся к «Ходячим мертвецам», или регулярный подкаст шоураннеров «Во все тяжкие». Онлайновые квесты особенно полюбил Абрамс, использовавший их, в частности, в промокампаниях «Монстро» и «Супер 8».

Последствия

Если в начале показа островитяне из «Остаться в живых» соревновались за зрителя с врачами и криминалистами, то через пару лет после старта все телеканалы хотели иметь такой же сериал с тайнам и загадками. Все при этом старались как можно громче заявить, что уж они-то будут давать ответы на вопросы гораздо быстрее. Какие-то конкуренты продержались только один сезон («Вспомни, что будет» самого же ABC), какие-то успешно переманивали себе зрителей «Лост», но в историю не вошли («Герои»), какие-то прочно удержались на ногах («Грань» и «Побег из тюрьмы»). Но все они были запущены в производство именно благодаря успеху «Остаться в живых».

Кроме того, сериал популяризировал творческое использование флешбэков. Под его влияние попали произведения самых разных жанров, от «Стрелы» до «В лучшем мире», от«Схватки» до «Настоящего детектива». Приучив зрителей к этому приему, шоураннеры «Лост» начали морочить им головы. Один из самых ярких моментов сериала связан с флешбеком, который оказывается флешфорвардом (то есть происходит в будущем).

О том, что «Мир Дикого Запада» во многом стоит на плечах сериала Линделофа и Кьюза, и говорить не приходится (натренированные «Лост» зрители раскусили основной твист первого сезона за пару недель после премьеры). Заодно «Остаться в живых» лишил телефантастику стигмы. Это притом что шоураннеры в подкастах и на встречах с фанатами неоднократно настойчиво убеждали зрителей, что в сериале не будет ничего научно-фантастического. Поэтому, кстати, «Остаться в живых» охотно смотрели и зрители, не переносившие телевидение «низких жанров». После «Лост» sci-fi-сериалы стали легко запускаться на федеральных каналах. В середине нулевых киностудии и телеканалы стали чаще нанимать на работу молодых режиссеров и сценаристов, выросших на комиксах, книгах Стивена Кинга, старой (зачастую маргинальной) кино- и телефантастике, которые гораздо лучше понимали гиков. Именно «Остаться в живых» продемонстрировал потенциал этой аудитории.

Омар Хайям заключает сделку с будущим основателем ордена убийц. Величественная сага о борьбе за власть
В главных ролях:Карим Абдель Азиз, Фати Абдель Вахаб, Мирна Нур Эль Дин, Ахмед Эйд, Ислам Джамал, Николас Муавад, Самми Шейк
Режиссер:Питер Мими, Ахмед Джамал
Смотрите по подписке

Смотрите также

6 апреля 201918
26 марта 201917
19 марта 201925
16 октября 201861

Главное сегодня

Вчера0
Вчера5
Вчера2
Вчера2
Вчера2
15 мая1
15 мая5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации