Терминаторка и ковбойша: героини, подменившие героев в «мужском» кино

Обсудить0

В вестерне и боевике, в космосе и офисе — везде женщины справляются наравне с мужчинами.

Вообще, у каждого протагониста мужского пола в жанровом кино обязательно найдется женский двойник (фем-версия существует даже у «Охотников за привидениями»).

Рассказываем, как и где женские персонажи подстраивались под традиционно «мужские» жанры или подстраивали их под себя.

Покорители фронтира

Он: Конечно, герои вестернов — это прежде всего настоящие мужчины Джон Уэйн и Клинт Иствуд, немногословные не то чтобы слуги добра, а скорее борцы со злом и с кольтами наперевес. Иствуд особенно был хорош в образе мстителя, «всадника на коне бледном» — в его худощавой фигуре сочетались уязвимость и холодный огонь ярости. Женщины в этих фильмах были всегда сексуальными объектами, которых все пытались либо использовать, либо спасти.

«Хороший, плохой, злой»«Хороший, плохой, злой»

Она: Неожиданный ответ пришел из Великобритании в виде вестерна «Ханни Колдер». Его героиня — фигуристая Рэкел Уэлч — стала жертвой насилия и теперь сама, без помощи наемных стрелков убивает своих обидчиков. У нее даже пончо похоже на то, что носил иствудовский Человек без имени. Отдельно стоит упомянуть Шэрон Стоун в «Быстром и мертвом» Сэма Рэйми, который снят на двадцать с лишним лет позже в лучших традициях спагетти-вестерна. Женщина-стрелок желает разобраться с убийцей своего отца и для этого принимает участие в состязании на титул самого быстрого стрелка. Стоун надела брюки и портупею и органично вписалась в ландшафт жанра, не растеряв сексапила. Будучи сопродюсером фильма, она настояла на участии в съемках Рассела Кроу и Леонардо ДиКаприо. Тоже вполне мужской поступок.

«Ханни Колдер»«Ханни Колдер»

Мстители

Он: Главный городской мститель появился в 1970-е, когда преступность в крупнейших городах Америки достигла невиданных пределов. В это время в кино снова воцарились законы Дикого Запада, потому и герой Бронсона в «Жажде смерти» был типичным героем-одиночкой из вестерна, который после насилия над его женой и дочкой взял оружие и правосудие в свои руки.

«Жажда смерти»«Жажда смерти»

Она: «Ангел мщения» Абеля Феррары, история мести немой жертвы изнасилования всему проклятому Нью-Йорку, можно назвать новаторским прежде всего благодаря тому, как ловко режиссер совместил эксплуатационный поджанр 1970-х rape-revenge с набиравшей в 1980-е популярность темой «санитара городских джунглей». То, что ближе к финалу устраивает глазастая Зои Ланд (между прочим, соавтор сценария «Плохого лейтенанта») в костюме монашки и с пистолетом наголо, явно вдохновило Роберта Родригеса на создание не одной его героини.

«Ангел мщения»«Ангел мщения»

Слуги закона

Он: Кто может быть круче Мэла Гибсона, пусть даже и похмельного? Одно только выражение лица, с которым он нарушает все мыслимые правила в «Смертельном оружии», навсегда вписало его в пантеон плохих хороших копов и сделало объектом для подражания у тех, кто рос на фильмах видеосалонов. Неважно, с кем борется герой Гибсона — с бывшими цэрэушниками-наркоторговцами, расистами-дипломатами из ЮАР или с Джетом Ли, — но делает это он всегда с помятой физиономией и истинно панковским разгильдяйством.

«Смертельное оружие»«Смертельное оружие»

Она: Джейми Ли Кёртис в «Голубой стали» совсем на него не похожа. Ее героиня — прилежный новичок-полицейский, на которую нападает психопат, насилуя ее. Режиссер Кэтрин Бигелоу неспроста показывает отца героини Джейми Ли, поднимающего руку на мать. Этим она как бы заявляет, что единственный способ женщины защитить себя от мужского насилия — надеть форму и взять в руки огнестрельное оружие. Из очередного rape-revenge-триллера с не самым умным сюжетом Бигелоу умудрилась изваять настоящий памятник феминизму. И залитый неоном Нью-Йорк снят тут просто фантастически.

«Голубая сталь»«Голубая сталь»

Искатели приключений

Он: Обаятельный археолог, мотающийся по миру в поисках приключений накануне Второй мировой и неплохо обращающийся с оружием и хлыстом, — вторая по значимости после Хана Соло роль в карьере Харрисона Форда, которая все еще продолжает кормить его (выход пятой части франшизы запланирован на 2020 год). Он искал Ковчег Завета и святой Грааль, убивал нацистов, ненавидел змей и бесподобно ухмылялся.

«Индиана Джонс и храм судьбы»«Индиана Джонс и храм судьбы»

Она: Киноверсии Лары Крофт, будь она в обличье Анджелины Джоли или Алисии Викандер, тоже любят приключения. И справляются с опасностями не хуже любого мужчины — не то что постоянно повизгивающие от ужаса подружки Индианы Джонса. Интересно, как трансформировался к сегодняшнему дню образ «расхитительницы гробниц» — из грудастой красавицы с пистолетами на поясе в girl next door с гораздо более скромными формами и уже без огнестрельного оружия (очевидный протест против политики сексиста Трампа).

«Tomb Raider: Лара Крофт»«Tomb Raider: Лара Крофт»

Солдаты

Он: Военная муштра, дедовщина и ужасы войны всегда ассоциировались с так называемым сильным полом. Идеальных солдат, с готовностью гибнущих за правое дело, в кино было много, но приятнее всего вспомнить интеллигентного и саркастичного рядового Шутника из «Цельнометаллической оболочки» Стэнли Кубрика, желавшего стать военным журналистом и первым парнем на районе, застрелившим вьетконговца. И никакие издевательства и провокации сержанта Хартмана (незабвенный Ли Эрми) не смогли сломить его характер.

«Цельнометаллическая оболочка»«Цельнометаллическая оболочка»

Она: То же будет справедливо сказать и в отношении бравой солдатки Джейн. В феминистко-патриотическом блокбастере Ридли Скотта Джордан О’Нил (Деми Мур) доказывает, что готова идти против дискриминации до конца, держать удар не хуже любого «морского котика» и, если надо, умереть за свою страну. Даже избивавший ее полфильма старшина Чиф с изуверскими усами (Вигго Мортенсен) настолько проникается мужеством Джордан, что дарит ей свой военно-морской крест в томике стихов Лоуренса.

«Солдат Джейн»«Солдат Джейн»

Боевые роботы

Невозможно не сравнить две модели Терминаторов из франшизы Джеймса Кэмерона — надежную, но несколько устаревшую Т-800 (Арнольд Шварценеггер) и Т-Х (Кристанна Локен).

Она: Сочетает металлический скелет и внешнее, крайне симпатичное покрытие из полисплавов. К тому же может генерировать разное оружие — от пулемета до базуки. И не знает слов любви. Надо признать, Терминатрикс была единственной яркой находкой в третьей части франшизы. Но не будем забывать и о предшествовавших ей боевых роботессах. Например, о Еве-8 в фантастическом боевике 1990 года «Канун разрушений», в эпоху видеокассет более известном под названием «Ева-разрушительница», или суперженщину с внешностью Юлии Меньшовой в перестроечной комедии «Действуй, Маня!» (она оказалась бессильна против российской Академии наук).

«Терминатор 3: Восстание машин»«Терминатор 3: Восстание машин»

Он: Ужасный на лицо, но добрый внутри. Удивительно, но именно гендерные стереотипы превратили персонажа Шварценеггера из машины убийства в положительного героя. Перепрошивка программного обеспечения Т-800 сделала неполную семью Коннор стандартно-нуклеарной — с обязанностями суррогатного отца робот справился на отлично.

«Терминатор»«Терминатор»

Kосмонавт и космонавтка

В том, что «2001: Космическая одиссея» и «Барбарелла» вышли в один год, видится какая-то вселенская справедливость. Монументальная философская психоделика Стэнли Кубрика с упакованным в скафандр невозмутимым Киром Дулли и легковесный поп-артовый кэмп Роже Вадима по комиксам Жан-Клода Фореста с Джейн Фондой разной степени раздетости составляют идеальную пару.

Он: Сосредоточен, подтянут, готов к подвигам и упакован в скафандр (как мы знаем из фильма «Время первых», главный подвиг всегда совершается за пределами космической станции). Женщины для него, если они уж оказались на борту, — это досадная помеха (вспомним, сколько раз Крис Кельвин пытался уничтожить порожденную Солярисом Хари; в недавнем сербском «Восходе Эдерлези» космонавт Милютин тоже крайне недоволен присутствием попутчицы, пусть и с внешностью Стои).

«2001: Космическая одиссея»«2001: Космическая одиссея»

Она: Отправляется в космос в поисках любви космических масштабов и готова ради нее отбросить все условности и спецодежду. Обратите внимание на стриптиз Барбареллы на вступительных титрах, да и от ее скромных (по площади) костюмов тоже глаз не оторвать. Короче говоря, тотальная объективация в действии, но при этом Барбарелла умудрилась не забыть за своими сексуальными похождениями о возложенной на нее миссии. Герою «Космической одиссеи», надо сказать, повезло меньше.

«Барбарелла»«Барбарелла»

Борцы с инопланетной нечистью

Она: Режиссеры вообще любят заставлять женщин раздеваться в космосе. Вспомним хотя бы «Гравитацию» или «Чужого», где трясущаяся от рыданий Эллен Рипли (Сигурни Уивер) раздевается до исподнего, перед тем как залезть в скафандр. Именно Рипли — прекрасный пример мужественной, крутой женщины, которой не чужды человеческие эмоции. Она готова пожертвовать жизнью ради кота и проявить лучшие материнские качества, встретив сиротку Ньют. С огнеметом, гранатометом и роботом-погрузчиком, если что, обращаться она тоже умеет.

«Чужой»«Чужой»

Он: Да, Арнольд Шварценеггер был в «Хищнике» образцом выносливости и маскулинности и смог победить инопланетного браконьера. Рипли принялась убивать монстров значительно раньше. Фильм про охотника на людей в джунглях вымышленной страны Вальверде вышел через год после «Чужих», в 1987-м.

«Хищник»«Хищник»

Богатыри и воительницы

Он: Закроем тему Шварценеггера в кино. «Конана-варвара» с музыкой Поледуриса и монументальной режиссурой Милиуса, раз увидев, забыть невозможно. Сцена, где Конана распинают на дереве, заставляет забыть обо всех обвинениях в фашизме и пропаганде насилия (несмотря на коммерческий успех, в свое время на фильм обрушился смерч критики).

«Конан-варвар»«Конан-варвар»

Она: Появившаяся тремя года позже и провалившаяся в прокате «Рыжая Соня» была интересна прежде всего эффектной датской фотомоделью Бриггит Нильсен в заглавной роли (снова немного объективации) и, конечно, Шварцем в роли уже не Конана, а Калидора. Кстати, и Конан, и Соня мстят огнем и мечом за убитые семьи — все же месть сшивает красной суровой нитью все жанры.

«Рыжая Соня»«Рыжая Соня»

Яппи

Он: А теперь уйдем из мира мести и крови в мир белых воротничков, пиджаков с артикулированными плечами, причесок-маллетов и уютных офисов. Американская жажда успеха породила нового киногероя — яппи, молодого специалиста, «парня с амбициями» с Уолл-стрит. Например, Брантли Фостер, герой Майкла Дж. Фокса в комедии «Секрет моего успеха», так сильно хотел работать в офисе, что устроился разносчиком почты в компанию своего дяди и обманом выдавал себя за одного из топ-менеджеров. Фильм смотрится смешно и по сей день, в том числе и как памятник бесстыдному стяжательству 1980-х. Сейчас такие персонажи уже становятся героями либо сатиры («Волк с Уолл-стрит»), либо драмы («Предел риска»).

«Секрет моего успеха»«Секрет моего успеха»

Она: Женская версия Братли Фостера — простая машинистка с непростой прической Тесс (Мелани Гриффит), которая знакомится с брокером, заключает удачную сделку и решает заменить свою стервозную начальницу (Сигурни Уивер). Правда, на пути вверх по карьерной лестнице «деловой женщине» мешают не столько мужики, столько соперница. Но, думается, Тесс готова идти по головам независимо от пола конкурента, так сказать, без лишних предрассудков.

«Деловая женщина»«Деловая женщина»

Адвокаты

Он: В судебных драмах всегда верховодили опрятные говорливые мужчины с благообразными лицами — от Пола Ньюмана в «Вердикте» до Ричарда Гира в «Первобытном страхе» и Тома Круза в «Нескольких хороших парнях».

«Первобытный страх»«Первобытный страх»

Она: Тем приятнее появление в сугубо мужской компании Сьюзен Сарандон в роли строгого, но такого обаятельного, а главное, ранимого адвоката («Клиент» по роману Джона Гришэма). Ее героиня сама лишилась детей, проиграв бракоразводный процесс, но из-за этого лишь с большей самоотдачей и искренним материнским чувством защищает от мафии 11-летнего мальчика (покойный Брэд Ренфро), случайно узнавшего то, что знать ему было не надо. К тому же она без запинки может перечислить все альбомы Led Zeppelin.

«Клиент»«Клиент»

Оборотни

Она: Обойти вниманием женщин-монстров было бы неправильно. Ярких харизматичных злодеек в кино хватало — от Круэллы Де Вилль (Гленн Клоуз) в «101 далматинце» до Мартиши Аддамс (Анжелика Хьюстон) в «Семейке Аддамс» и шикарной Эльвиры — повелительницы Тьмы (Кассандра Петерсон). Но вспомнить хотелось бы все же девочку-подростка Джинджер из канадского «хоррора взросления» «Оборотень», увлеченную смертью не меньше, чем подросток из «Гарольда и Мод». Сыгравшая ее яркая Кэтрин Изабель потом снялась в большом количестве жанрового шлака, но эту ее роль стоит отметить особенно. Джинджер кусает оборотень, и она превращается в настоящего вервольфа феминизма — сильную женщину в шерсти, оскалившуюся на общественное мнение.

«Оборотень»«Оборотень»

Он: На  фоне Джинджер дружелюбный «волчонок» Майкла Дж. Фокса, мечтавший о популярности и успехе в обществе, выглядит форменным дурачком. Мужчины — хозяева мира? Судя по этому фильму, они самые жалкие рабы его социальных условностей.

«Волчонок»«Волчонок»

Впервые этот текст был опубликован в 2018 году.

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

20 июня 201822
20 июня 201826
9 июня 20186
10 мая18

Главное сегодня

Сегодня29
26 апреля1
10 мая7
Сегодня0
17 апреля20
Сегодня1
Сегодня0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации